Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение С 01.04.2020 вступили в силу изменения в НК РФ в связи с пандемией коронавируса, дающие преференции организациям малого и среднего бизнеса в части страховых сборов (понижение ставки), отсрочек по уплате налогов и так далее. Предприятие впервые по итогам 2019 года по всем показателям отвечает условиям отнесения к субъектам среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", но в список на настоящий момент не входит (по показателям предыдущих лет организация не отвечала критериям отнесения к среднему бизнесу). Включение организации в перечень субъектов малого и среднего бизнеса возможно только при составлении перечней по итогам 2019 года уполномоченными органами, а именно с 10.08.2020. Имеет ли право организация на основании того, что она отвечает критериям отнесения к среднему бизнесу, на применение преференций по страховым взносам, налогам и т.д. до момента включения официально в перечень субъектов малого и среднего бизнеса? Если организация будет включена в список с 10.08.2020, то имеет ли она право на уточнение страховых взносов в сторону уменьшения (пересчет по пониженным ставкам для среднего бизнеса) с 01.04.2020?

С 01.04.2020 вступили в силу изменения в НК РФ в связи с пандемией коронавируса, дающие преференции организациям малого и среднего бизнеса в части страховых сборов (понижение ставки), отсрочек по уплате налогов и так далее. Предприятие впервые по итогам 2019 года по всем показателям отвечает условиям отнесения к субъектам среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", но в список на настоящий момент не входит (по показателям предыдущих лет организация не отвечала критериям отнесения к среднему бизнесу). Включение организации в перечень субъектов малого и среднего бизнеса возможно только при составлении перечней по итогам 2019 года уполномоченными органами, а именно с 10.08.2020.
Имеет ли право организация на основании того, что она отвечает критериям отнесения к среднему бизнесу, на применение преференций по страховым взносам, налогам и т.д. до момента включения официально в перечень субъектов малого и среднего бизнеса? Если организация будет включена в список с 10.08.2020, то имеет ли она право на уточнение страховых взносов в сторону уменьшения (пересчет по пониженным ставкам для среднего бизнеса) с 01.04.2020?

По заданному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время Организация не имеет права на налоговые преференции, в т.ч. на пониженные тарифы страховых взносов. Это право появится только с момента включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Считаем маловероятным появление права на перерасчет начисленных с 01.04.2020 страховых взносов в сторону уменьшения в случае включения предприятия в единый реестр с 10.08.2020. Рекомендуем Организации обратиться в свой налоговый орган или Минфин России с официальным запросом по этому поводу.

Обоснование позиции:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отметим, что до 01.08.2016 для признания предприятия субъектом малого или среднего предпринимательства (далее также - СМСП) было необходимо, в первую очередь, чтобы доля участия в нем публичных образований (государства или муниципальных образований) составляла менее 25%, а доля в уставном капитале, принадлежащая иностранным юридическим лицам и юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, была менее 49% в отношении каждой из указанных категорий юридических лиц (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016). Помимо этого, Организация должна была соответствовать определенным критериям, касающимся численности работников и получаемой годовой выручки без учета НДС или стоимости ее активов за календарный год, предшествующий году определения статуса субъекта (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016).
С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр), ведение которого поручено ФНС России (ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса СМСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов. Таким образом, статус СМСП хозяйствующим субъектам присваивается автоматически (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д05и-1025).
Следовательно, в настоящее время только наличие предприятия в едином реестре является подтверждением его статуса СМСП.
Порядок внесения в единый реестр (исключения из единого реестра) сведений зависит от их вида (п. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):
- общие сведения, имеющиеся у налогового органа, - ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;
- сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП, отвечающих условиям отнесения к СМСП, а также о прекращении ими деятельности - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- изменения содержащихся сведений - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- исключение сведений в случае, если такие юридические лица, ИП не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, либо такие юридические лица, ИП перестали отвечать установленным критериям - 10 августа текущего календарного года.
Проверить, включено ли предприятие в единый реестр в текущем периоде, возможно благодаря тому, что сведения из реестра должны быть общедоступны в сети Интернет (на сайте www.nalog.ru). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.
Как мы поняли из вопроса, Организация в настоящее время не включена в единый реестр. Следовательно, она не признается средним предприятием.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых СМСП, введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (с 1 января 2020 года - 12 130 руб.). Полагаем, что новый тариф для исчисления страховых взносов применяется впервые к суммам выплат, начисляемым по итогам апреля 2020 года, вознаграждения за март облагаются взносами по старым правилам.
Поскольку Организация в настоящее время не является субъектом малого или среднего предпринимательства, она не имеет права на налоговые преференции, в т.ч. на пониженные тарифы страховых взносов.
В настоящее время отсутствуют какие-либо разъяснения относительно того, имеют ли право налогоплательщики, которые будут включены в единый реестр с 10.08.2020, на перерасчет начисленных с 01.04.2020 страховых взносов в сторону уменьшения.
Исходя из логики законодательства, полагаем, что право на налоговые льготы может возникнуть только в момент получения Организацией статуса среднего предприятия. Однако рекомендуем Организации обратиться в свой налоговый орган или Минфин России с официальным запросом по этому поводу.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2020 года;
- Вопрос: С лета 2016 года изменились правила получения и продления статуса субъекта малого предпринимательства (далее - СМП). Организация (ООО) последний раз подавала заявление на присвоение статуса субъекта малого предпринимательства 19.10.2015, при этом все критерии отнесения к СМП ею выполняются. ООО включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По старым правилам оно теряет свой статус субъекта 19.11.2016. Согласно новым правилам по уже переданной бухгалтерской отчетности статус продлевается автоматически. Каким образом можно узнать, до какого числа был продлен статус субъекта малого предпринимательства у организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

8 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.