Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация находится на ЕСХН. Необходимо ли подавать заявления по льготам на транспортный налог и налог на имущество?

Организация находится на ЕСХН.
Необходимо ли подавать заявления по льготам на транспортный налог и налог на имущество?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налогоплательщики транспортного налога, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы с 01.01.2020. Вместе с тем форма заявления не предусматривает указание кода для рассматриваемого случая. Заявление подавать не нужно.
НК РФ не предусматривает заявительного характера применения льготы (освобождения от налогообложения) по налогу на имущество для организаций - налогоплательщиков ЕСХН.

Обоснование позиции:

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.
Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
При этом пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ выводит из перечня объектов, признаваемых объектами налогообложения, тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. Смотрите Энциклопедию решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники.
Минфин России в письме от 12.05.2017 N 03-05-05-04/28799 сообщал, что организации, не имеющие объектов налогообложения по транспортному налогу (на основании пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ), не признаются налогоплательщиками данного налога, в связи с чем у них отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций.
Вместе с тем с 1 января 2020 г. для налогоплательщиков-организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по налогу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, письмо ФНС России от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@).
В соответствии с п. 3 ст. 361.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. В п.п. 1, 4 Приложения к письму ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@ указано, что Заявление может быть подано (направлено) в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года. Срок для представления в налоговый орган Заявления НК РФ не установлен.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@. Эта форма, как и новые правила предоставления юридическим лицам льгот по транспортному налогу, вводится с налогового периода 2020 года.
Заявление заполняется налогоплательщиком на основании документов, подтверждающих право на налоговую льготу за период ее действия, указываемый в заявлении, и представляется в любой налоговый орган.
При этом в поле 5.3 Заявления в листе с информацией указывается государственный регистрационный знак (номер) транспортного средства, в отношении которого заявлена льгота (пп. 3 п. 19 Порядка заполнения формы заявления, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ (далее - Порядок)).
В поле 5.4 в листе с информацией указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему(им) право на налоговую льготу (пп. 4 п. 19 Порядка), а в поле 5.5 - код налоговой льготы по транспортному налогу в соответствии с приложением N 1 к Порядку.
Следовательно, при подтверждении права на налоговую льготу налоговый орган должен располагать соответствующими документами и (или) сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период ее действия, указанный в заявлении (смотрите также пример заполнения Заявления налогоплательщика - организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (Форма по КНД 1150064) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.)).
Если такие документы у инспекции отсутствуют, то по информации, указанной в Заявлении, она запрашивает сведения, подтверждающие право на льготу, у лиц и органов, располагающих ими, затем информирует налогоплательщика о результатах.
Заявления организаций о предоставлении льгот по транспортному налогу будут рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня получения. Если инспекция направит дополнительный запрос о предоставлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, то указанный срок может быть продлен на 30 дней, о чем налогоплательщик будет уведомлен. По результатам рассмотрения Заявления организация получит уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе.
Вместе с тем в приложении N 1 к Порядку заполнения формы Заявления отсутствует код льготы для данного случая (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ), а именно: зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции транспортные средства: тракторы; самоходные комбайны всех марок; специальные автомашины.
В п. 7 Приложения к письму ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@ также разъясняется, что по транспортным средствам, которые не являются объектами налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ), отсутствует необходимость представления Заявления.
Поэтому мы полагаем, что заявительный порядок на данную ситуацию не распространяется.
В целях уточнения вопроса о необходимости представления в налоговый орган Заявления в отношении рассматриваемой конкретной ситуации целесообразно обратиться за индивидуальными письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (п. 1 ст. 34.2, пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, смотрите также пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Перечень льгот, установленных НК РФ в отношении налога на имущество организаций, приводится в ст. 381 Кодекса. Условно их можно сгруппировать по некоторым объединяющим группу признакам: организации, которые имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество (пп. 14 ст. 381 НК РФ), в части определенных активов (например, федеральных автомобильных дорог общего пользования - п. 11 ст. 381 НК РФ); а также организации, которые освобождены от уплаты налога на имущество полностью (п.п. 13, 14, 15, 19, 20 ст. 381 НК РФ).
Кроме того, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Однако НК РФ не предусматривает заявительного характера применения льготы (освобождения от налогообложения) по налогу на имущество организаций - налогоплательщиков ЕСХН. Отсутствуют ссылки на заявительный порядок представления документов о налоговой льготе и в Законе Республики Мордовия от 27.11.2003 N 54-3 'О налоге на имущество организаций", который вводит на территории Республики Мордовия налог на имущество организаций, а также устанавливает ставки налога, порядок, сроки его уплаты и региональные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Из положений п. 3 ст. 346.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, действующей с 01.01.2018, во взаимосвязи с положением пп.пп. 1, 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ следует, что организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также для оказания услуг другим сельскохозяйственным товаропроизводителям (пп. 2.3 п. 2 письма ФНС России от 30.11.2017 N БС-4-21/24271@).
С учетом изложенного полагаем, что если организация отвечает критериям, установленным ст. 346.2 НК РФ и признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, перешедшим на уплату ЕСХН, то налог на имущество организаций в отношении находящегося на балансе такой организации имущества не уплачивается, если имущество использовалось данной организацией в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности.
При этом для использования ЕСХН налогоплательщик обязан отвечать ряду условий, при нарушении которых он утрачивает право на применение этого специального налогового режима. Полный их перечень установлен п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ. К указанным критериям, в частности, относятся:
- наличие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;
- сохранение семидесятипроцентного соотношения доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (включая продукцию первичной переработки из сельскохозяйственного сырья собственного производства, вспомогательных сельхозуслуг) в общем объеме реализации;
- условие о численности работников;
- иные ограничения.
Кроме того, плательщик ЕСХН не платит налог на имущество по имуществу, если использует его только в сельхоздеятельности или одновременно в сельскохозяйственной и другой деятельности. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 12.09.2018 N 03-05-06-01/65198, от 26.07.2018 N 03-05-04-01/52417, от 09.07.2018 N 03-05-04-01/47487 (направлено письмом ФНС России от 10.07.2018 N БС-4-21/13205@), ФНС России от 29.10.2018 N БС-4-21/21061, от 31.07.2018 N БС-4-21/14791).
Также платить налог на имущество не нужно, если имущество, предназначенное для основной деятельности, передали на консервацию (письма Минфина России от 26.07.2018 N 03-05-04-01/52417, от 09.07.2018 N 03-05-04-01/47487 (направлено письмом ФНС России от 10.07.2018 N БС-4-21/13205@)).

К сведению:
Вместе с тем уведомительный характер в отношении налога на имущество установлен при выполнении налогоплательщиком обязанности, установленной п.п. 1 и 1.1 ст. 386 НК РФ при представлении в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговой декларации по налогу на имущество по истечении налогового периода.
Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, то он вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
В таком случае Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
В случае выявления причин, по которым уведомление не может рассматриваться как основание для представления налоговой декларации в соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ, налогоплательщику направляется Сообщение налогового органа по субъекту Российской Федерации о результатах рассмотрения Уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Иных случаев уведомления (направления заявления) налоговых органов, в том числе в отношении льгот, объектов налогообложения или других показателей по налогу на имущество организаций, нами не установлено.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники;
- Вопрос: Организация-сельхозтоваропроизводитель имеет в собственности транспортные средства спецназначения "ветеринарная помощь". Согласно закону республики о транспортном налоге применяется льгота на данный вид транспорта. Включается ли данное транспортное средство в декларацию по транспортному налогу? Включаются ли в декларацию по транспортному налогу тракторы, самоходные комбайны всех марок, на которые распространяется льгота? Представляется ли заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу на тракторы, самоходные комбайны всех марок? Каков срок представления заявления в налоговую инспекцию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
- Можно ли, находясь на уплате ЕСХН, освободиться от уплаты налога на имущество? (М.В. Подкопаев, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", N 2, апрель-июнь 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

5 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.