Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Можно ли списывать затраты на ГСМ не по фактическим показаниям, а по нормативу?

Можно ли списывать затраты на ГСМ не по фактическим показаниям, а по нормативу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С учетом сложившейся практики, в настоящее время организация может как руководствоваться нормами, определенные Минтрансом России, так и разработать свои или учитывать расходы на ГСМ в размере фактических затрат.
Решение о том, будет ли нормироваться стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, целесообразно зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета, придерживаясь принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Обоснование позиции:
Для целей налогообложения прибыли в соответствии с главой 25 НК РФ в расходы на приобретение ГСМ (любые виды топлива, а также масла и смазки) могут учитываться одним из способов:
- в составе материальных расходов (на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Также данным подпунктом установлено, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются в пределах норм, установленных Правительством РФ.
Таким образом, НК РФ не предусмотрены нормы для расходов на ГСМ, нормируются только расходы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.
Для указанных расходов также не установлены особенные правила определения их обоснованности, действуют общие правила ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Несмотря на вышеуказанные положения, ранее Минфин России придерживался такой позиции, что налогоплательщик обязан учитывать расходы на приобретение ГСМ в пределах установленных норм (письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57), а в отношении автомобилей, для которых нормы не утверждены, налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15).
При этом ведомство ссылалось на базовые нормы расхода ГСМ, установленные Методическими рекомендациями (далее - Рекомендации), введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Такая ситуация сложилась в связи с тем, что в Рекомендациях указано, что они предназначены, кроме прочего, "для расчетов по налогообложению предприятий". Рекомендации были разосланы ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 нижестоящим налоговым органам для руководства в работе.
Уже с 2013 года ведомство стало изменять позицию и говорить о том, что учет норм это право, а не обязанность налогоплательщика (письма Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875).
В более поздних письмах Минфина России от 26.09.2019 N 03-03-07/74189, от 27.11.2019 N 03-03-07/92049, от 22.03.2019 N 03-03-07/19283 также разъясняется, что налогоплательщики вправе, но не обязаны использовать указанные нормы, а также что НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов (письмо Минфина России от 27.11.2019 N 03-03-07/92049).
В определении ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08 и ряде постановлений ФАС различных округов судьи также указывали, что рассматриваемые рекомендации не носят обязательного характера, и при исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе учитывать расходы на приобретение ГСМ в полном объеме.
Таким образом организация может руководствоваться нормами, определенными Минтрансом России, а для транспортных средств, которых нет в указанном акте, разработать и утвердить свои, исходя из технической документации или исходя из ответа на запрос в адрес завода-изготовителя или специализированного учреждения (первый вариант).
Если организация превышает данные нормы (например, автотранспорт серьезно изношен), то возможно разработать и утвердить свои повышенные нормы расхода, обосновав их, например, заключением станции технического обслуживания, актом контрольного замера расхода ГСМ, на предприятии может быть создана комиссия, которая опытным путем установит расход топлива для каждой единицы автотранспорта и зафиксирует его в соответствующем акте (второй вариант).
По мнению Минфина России, нормирование подтверждает экономическую обоснованность расходов (письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12 может подтверждать и от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57 подтверждает).
Либо организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат (третий вариант), при этом необходимо регулярно отслеживать мнение контролирующих органов.
Решение о том, будет ли нормироваться стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, целесообразно зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета, учитывая положения ст. 313 НК РФ о том, что система налогового учета организуется налогоплательщиком исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, и порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
- Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
- Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли);
- Вопрос: Организация приобрела новый автомобиль Audi A6 C7 S tronic quattro 2.0. Модель двигателя - CYP 006065. Число и расположение цилиндров в соответствии с техническими характеристиками автомобиля - 4L, мощность двигателя - 249 л.с. Какова норма расхода топлива у этого автомобиля (для целей налогообложения)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.)
- Автотранспорт на предприятии: учет и налоги (А.В. Анищенко, журнал "Библиотечка "Российской газеты", выпуск 6, март 2019 г.);
- Крутякова Т.Л. Расходы в бухгалтерском и налоговом учёте (издание третье, перераб. и доп.). - "Издательство АйСи", 2019 г.;
Какие действия помогут вам грамотно списывать стоимость ГСМ (Г. Сазонова, "Упрощенка", N 6, июнь 2013 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артюхина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

7 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.