Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Из ИФНС через почту России поступило письмо, в котором налоговый орган запрашивает информацию (сведения по договору с представлением документов) на основании решения о признании контрагента несостоятельным. Письмо-запрос направлено не из налогового органа по месту учета организации и без указания сроков представления документов. Правомерен ли данный запрос? В какой срок организация обязана дать ответ в данном случае?

Из ИФНС через почту России поступило письмо, в котором налоговый орган запрашивает информацию (сведения по договору с представлением документов) на основании решения о признании контрагента несостоятельным. Письмо-запрос направлено не из налогового органа по месту учета организации и без указания сроков представления документов.
Правомерен ли данный запрос? В какой срок организация обязана дать ответ в данном случае?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Вне рамок проведения налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать документы (информации) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих такими документами, только в случае, если возникает обоснованная необходимость. Нарушение порядка истребования документов, установленного нормами действующего законодательства, может послужить основанием для оформления письменного отказа на требование о предоставлении информации, направленной в обход налогового органа по месту учета лица, у которого информация должна быть истребована.
2. В общем случае лицо, у которого затребована информация вне рамок налоговой проверки, обязано предоставить ее в течение десяти рабочих дней после даты получения требования, в свою очередь исчисляемой как шестой день со дня отправки заказного письма.
Если информация истребована в рамках проводимой проверки налогоплательщика, информация должна быть предоставлена в течение пяти рабочих дней после указанной даты.

Обоснование позиции:
1. Одним из мероприятий налогового контроля, предусмотренного главой 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о налогоплательщике или документов (информации) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 1 ст. 82, п. 1, п. 2 ст. 93.1, абзац третий п. 6 ст. 101 НК РФ, смотрите также письмо ФНС России от 16.04.2007 N ШТ-13-06/103@)*(1).
Порядок их истребования установлен ст. 93.1 НК РФ. Истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), у контрагента или у иных лиц, располагающих такими документами, налоговый орган вправе только в ходе проведения налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
Вне рамок проведения налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать документы (информации) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих такими документами, и только в случае, если возникает обоснованная необходимость (п. 2 ст. 93.1 НК РФ)*(2).
Исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под "иными лицами", ст. 93.1 НК РФ не определен*(3). Перечень истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, законодателем также не ограничен*(4).
Процедура истребования документов (информации) у контрагентов проверяемого налогоплательщика и иных лиц регламентируется п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (далее - Порядок), утвержденным приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ, п. 3 Порядка, п. 8.2 письма Федеральной налоговой службы от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (абзац второй п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) (п. 6 ст. 6.1, п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ, п. 4 Порядка). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (второе предложение п. 4 ст. 93.1 НК РФ, абзац второй п. 4 Порядка).
Таким образом, лицо, у которого истребуются эти документы, получает из требования о представлении документов (информации) сведения о том, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении истребуемых документов (информации), а также сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку.
При этом право истребования документов (информации) возникает непосредственно у налогового органа, который проводит налоговую проверку.
Как следует из п. 3 ст. 93.1 НК РФ, налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, производит истребование документов и информации у контрагентов проверяемого лица (иных лиц) не самостоятельно, а через налоговый орган, в котором этот контрагент (иное лицо) состоит на налоговом учете.
Требование представления документов (информации) непосредственно налоговому органу, который проводит налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, в НК РФ не установлено (если только контрагент проверяемого налогоплательщика (иное лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика), не состоит на учете в налоговом органе, проводящем мероприятия налогового контроля*(5)).
В этой связи нарушение порядка истребования документов, установленного нормами п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ, на наш взгляд, может послужить основанием для оформления письменного отказа на требование о предоставлении информации, направленного в обход налогового органа по месту учета лица, у которого информация должна быть истребована.
2. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), обязано исполнить его в установленный п. 5 ст. 93.1 НК РФ срок или уведомить в тот же срок, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Несмотря на то обстоятельство, что требование инспекции было направлено с нарушение порядка истребования документов, организация может предоставить необходимую информацию в срок, установленный в п. 5 ст. 93.1 НК РФ*(6).
Сроки представления документов (информации), истребуемых по ст. 93.1 НК РФ, с 3 сентября 2018 года дифференцированы в зависимости от того, в рамках каких мероприятий направлен запрос (п. 8 ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ):
- пять рабочих дней - если документы (информация) истребованы в соответствии с п.п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ, то есть, в рамках проводимой проверки налогоплательщика;
- десять рабочих дней - если документы (информация) по сделке истребованы вне рамок проверки в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
При получении требования о представлении документов (информации) необходимо сразу оценить, до какого срока необходимо их представить, а также объем документов, подлежащих представлению (в том числе определить, имеются ли документы в наличии, представлялись ли они ранее в налоговый орган).
Течение срока начинается на следующий день за днем получения требования и исчисляется не в календарных, а в рабочих днях (п.п. 2 и 6 ст. 6.1 НК РФ).
Дата получения требования определяется в зависимости от способов его направления (п. 1 ст. 93, п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Так, при направлении по почте заказным письмом датой получения требования является шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).
Таким образом, в общем случае если информация затребована вне рамок налоговой проверки, то ее следует предоставить в течение десяти рабочих дней после даты получения письма. В другом случае, если информация истребована в рамках проводимой проверки налогоплательщика, то ее следует предоставить в течение пяти рабочих дней после указанной даты.
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в установленный срок, налоговый орган может продлить срок их представления.
Для этого необходимо в течение дня, следующего за днем получения требования об их представлении, письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления документов в установленные сроки, с указанием причин, по которым эти документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых возможно их представление (абзац второй п. 3 ст. 93, абзац третий, четвертый п. 5 ст. 93.1 НК РФ)*(7).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
- Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам);
- Вопрос: Организация зарегистрирована как юридическое лицо в налоговом органе в г. Череповце Вологодской области. В организацию поступил запрос о предоставлении информации из налогового органа, который относится к Вологодской области, где зарегистрирован контрагент (покупатель). Контрагент подтвердил, что в отношении него проводится выездная налоговая проверка. Организация отгружала товары этому контрагенту от своего имени за счет комитента. Запрашивается информация об объеме поставок, имевших место в 2014 году, а также поставок, произведенных в 2015, 2016 годах. Обязана ли организация отвечать на запрос и представлять документы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

5 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как отметил суд в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.07.2010 по делу N А33-18255/2009, в налоговом законодательстве нет четких критериев видов истребуемых документов (информации). Информация является более широким понятием, чем документ, к ней относятся любые сведения независимо от формы их представления. В свою очередь, документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста.
*(2) Право истребовать вне рамок проведения налоговых проверок не только информацию, но и документы предоставлено налоговым органам с 30 июля 2013 года изменениями, внесенными в п. 2 ст. 93.1 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ.
*(3) Поэтому истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика или конкретной сделки, налоговый орган вправе у любого лица, располагающего ими:
- независимо от наличия у таких лиц статуса налогоплательщика или контрагента (письмо Минфина России от 15.12.2016 N 03-02-07/1/75250);
- в том числе, у физических лиц, являющихся сотрудниками налогоплательщика (письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 12).
Кроме того, суды подтверждают правомерность истребования документов (информации) у последующих организаций по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой (у контрагентов второго, третьего и последующего звена), указывая, что положения ст.ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат такого запрета и оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика (постановления АС Западно-Сибирского округа от 28.03.2016 N Ф04-658/16 (определением ВС РФ от 31.05.2016 N 304-КГ16-7359 отказано в пересмотре), АС Московского округа от 07.10.2014 N Ф05-9674/14 (определением ВС РФ от 20.02.2015 N 305-КГ14-7282 отказано в пересмотре)).
*(4) Согласно официальным разъяснениям, к таким документам относятся любые документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки.
Информация о налогоплательщике включает, в частности, информацию о наименовании налогоплательщика, месте нахождения, ИНН, КПП, руководителе организации, уполномоченных представителях, о деятельности налогоплательщика, его статусе.
Информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки (письма Минфина России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869, от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869).
Истребовать в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке, налоговые органы не вправе (письмо Минфина России от 15.10.2018 N 03-02-07/1/73833).
При наличии у организации истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого контрагента, она обязана их представить по требованию налогового органа независимо от периода, к которому относятся эти документы (смотрите п. 2 ст. 93.1 НК РФ, письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519, Энциклопедию решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки)).
*(5) Если контрагент проверяемого налогоплательщика (иное лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика), состоит на учете в налоговом органе, проводящем мероприятия налогового контроля, то необходимость оформления поручения об истребовании документов (информации) отсутствует. Только в таком случае требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту самим налоговым органом, проводящим мероприятия налогового контроля (п. 5 Порядка, письма Минфина России от 09.12.2014 N 03-02-07/2/63185 и ФНС России от 16.12.2014 N ЕД-4-2/26018@).
*(6) Организация может пояснить, что требование было направлено с нарушение порядка истребования документов, но организация готова исполнить его.
*(7) Уведомление подается в формализованном виде. С 9 июня 2019 г. используются форма и формат представления в электронном виде, утвержденные приказом ФНС России от 24.04.2019 N ММВ-7-2/204@.