Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Каков по закону срок для повторной отправки декларации без штрафа, если после первой сдачи декларации пришел отказ налогового органа в приеме декларации? Квитанция оператора о доставке декларации по ЕНВД имеется. Причина, по которой отказано в принятии документа, - в декларации ошибочно указан код причины постановки на учет (КПП).

Каков по закону срок для повторной отправки декларации без штрафа, если после первой сдачи декларации пришел отказ налогового органа в приеме декларации?
Квитанция оператора о доставке декларации по ЕНВД имеется. Причина, по которой отказано в принятии документа, - в декларации ошибочно указан код причины постановки на учет (КПП).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отказ налогового органа в приеме декларации был неправомерен.
В случае привлечения организации к ответственности по ст. 119 НК РФ имеется возможность доказать в судебном порядке незаконность такого решения налогового органа.

Обоснование вывода:
Пунктом 1 ст. 80 НК РФ установлено, что Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
В п. 4 ст. 80 НК РФ определено, что При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (далее ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.
В письме Минфина России от 29.04.2011 N 03-02-08/49 уточняется, что датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи; документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по ТКС, является квитанция о приеме.
Пункт 4 ст. 80 НК РФ также устанавливает, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме при получении налоговой декларации по ТКС.
Закрытый перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации приведен в п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент).
Так, основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Как видим, ошибка в КПП, допущенная при заполнении декларации, основанием для отказа в ее приеме не является. В этой связи считаем, что последующее привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, является незаконным. Аналогичное мнение высказывают и представители налоговых органов (письмо УФНС России по г. Москве от 22.02.2011 N 16-15/016774).
Однако неправомерность привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ организации с большой долей вероятности придется доказывать в суде.
При этом в ситуациях, близких к рассматриваемой, судьи неоднократно поддерживали налогоплательщиков.
Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 N 09АП-38393/18 судьи отметили, что в соответствии с п. 4 раздела 2 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по ТКС (утвержден приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169) датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Если специализированным оператором связи зафиксировано подтверждение даты отправки налогоплательщиком налоговой декларации в пределах установленного срока, налогоплательщик считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации.
Нормой п. 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за виновное непредставление деклараций в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 N 09АП-32695/16 судьи при вынесении решения в пользу налогоплательщика учли, что налогоплательщиком по ТКС была направлена налоговая декларация, однако ИФНС отказала в приеме с указанием в уведомлении об отказе в приеме налоговой декларации кода ошибки 0400100001 - не найден плательщик по ИНН/КПП в представленном файле.
Судьи также указали, что инспекция незаконно привлекла общество к ответственности за нарушение срока подачи декларации, поскольку подача обществом декларации с нарушением срока была вызвана действиями инспекции.
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2014 N Ф08-3999/14 по делу N А53-20530/2013 рассматривалась ситуация, при которой налоговым органом было направлено налогоплательщику уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций по причине ошибки (не найден плательщик по ИНН/КПП).
По мнению судей, протокол приема отчета может быть оценен только как требование об устранении выявленной ошибки в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, направляемый в адрес налогоплательщика в порядке названной статьи.
Пункты 28 и 194 Административного регламента содержат закрытый перечень оснований отказа в принятии налоговой декларации. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию. Ошибка, допущенная налогоплательщиком, в названных пунктах не содержится, поэтому оснований для непринятия налоговых деклараций у инспекции на основании Административного регламента не имелось.
В постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2013 N Ф05-6739/13 по делу N А40-107240/2012 судьи не поддержали налоговый орган, который утверждал, что факт представления налоговой декларации в налоговый орган подтверждается формированием налоговым органом квитанции о приеме декларации. Арбитры подтвердили, что датой, которую следует считать днем представления налоговой декларации, переданной в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, является дата отправки такой декларации, которая документально подтверждается специализированным оператором связи.
В этой связи даже отказ в приеме декларации не говорит о том, что налоговая декларация не была представлена в срок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

30 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.