Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение В 2018 году организация продала несырьевой товар в Казахстан, в положенный срок экспорт подтвержден. Был обнаружен брак части товара. По соглашению сторон товар утилизирован на территории Казахстана. В феврале 2019 года организация произвела поставку товара в объеме утилизированного по НДС 0%. Обязана ли организация подтверждать ставку 0% при отгрузке товара взамен бракованного? Имеет ли организация право требовать от покупателя Заявление о ввозе на эту поставку?

В 2018 году организация продала несырьевой товар в Казахстан, в положенный срок экспорт подтвержден. Был обнаружен брак части товара. По соглашению сторон товар утилизирован на территории Казахстана.
В феврале 2019 года организация произвела поставку товара в объеме утилизированного по НДС 0%.
Обязана ли организация подтверждать ставку 0% при отгрузке товара взамен бракованного? Имеет ли организация право требовать от покупателя Заявление о ввозе на эту поставку?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При отгрузке товара взамен бракованного налогообложение НДС должно производиться по налоговой ставке 0 процентов. Для подтверждения нулевой ставки в налоговый орган необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Для этого организация вправе затребовать у покупателя Заявление о ввозе.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Союз) таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации).
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - членов Союза необходимо руководствоваться:
- Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Протокол);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11.12.2009) (далее - Протокол об обмене информацией);
- НК РФ.
Пункт 11 Протокола указывает, что налоговая база по НДС при экспорте товаров при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров либо уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации по общему правилу корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров (письма Минфина России от 31.10.2018 N 03-07-14/78177, от 01.09.2017 N 03-07-13/1/56235, от 28.06.2017 N 03-07-13/1/40899).
Таким образом, организация-продавец должна корректировать налоговую базу по НДС при экспорте товаров при изменении ее в сторону уменьшения в том периоде, в котором продавец и покупатель согласовали возврат бракованных товаров (продукции).
При этом налогообложение операции по поставке взамен бракованного товара другого аналогичного товара надлежащего качества, вывезенного в таможенной процедуре экспорта, должно производиться по налоговой ставке 0 процентов при условии представления документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (письма ФНС России от 11.08.2014 N ГД-4-3/15780, от 10.05.2006 N 03-4-03/889, от 09.08.2006 N ШТ-6-03/786@, постановление Семнадцатого ААС от 24.01.2018 N 17АП-18270/17).
На основании ст. 7 НК РФ при налогообложении приоритет имеют нормы Договора и Протоколов.
Согласно п. 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола:
1) договоры (контракты);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Нормы п. 1 ст. 165 НК РФ не содержат требования о представлении организацией-экспортером в налоговый орган выписки банка в составе пакета документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0%. Следовательно, для подтверждения нулевой ставки НДС при реализации товаров в страны союза представление выписки банка не требуется (письма Минфина России от 13.11.2018 N 03-07-13/1/81506, от 30.06.2016 N 03-07-13/1/38244, от 16.01.2012 N 03-07-15/03, от 30.11.2011 N 03-07-13/1-50);
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление), составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого вывезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) или перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с ЭЦП налогоплательщика). При отсутствии отметки налогового органа на Заявлении нулевая ставка НДС не применяется (смотрите также письма Минфина России от 16.04.2014 N 03-07-РЗ/17338, от 11.10.2010 N 03-07-14/75, ФНС России от 17.06.2016 N ЕД-4-15/10839@). Форма Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утверждена приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@ (смотрите также письмо Минфина России от 01.06.2015 N 03-07-14/31494);
4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Таким образом, при осуществлении операции по поставке взамен бракованного товара другого товара надлежащего качества, вывезенного в таможенной процедуре экспорта, для подтверждения налоговой ставки 0 процентов в общем порядке требуется наличие заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного казахстанским хозяйствующим субъектом, приобретающим товары, с отметкой казахстанского налогового органа об уплате налога на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 21.02.2019 N 03-07-13/1/11374).
Вместе с тем в соответствии c абзацем 2 п. 7 Протокола в случае непредставления Заявления налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС, при наличии в налоговом органе одного государства - члена ТС подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена ТС факта уплаты НДС в полном объеме (освобождения от уплаты налога).
В соответствии с последним абзацем ст. 2 Протокола об обмене информацией налоговый орган - получатель реестра Заявлений должен информировать налогоплательщика в электронном виде или предоставлять ему доступ к информации о получении сведений из Заявлений по форме и в порядке, которые установлены налоговым органом - получателем реестра Заявлений.
На официальном сайте ФНС России (http//:www.nalog.ru) в разделе "Электронные сервисы" подразделе "Налоговый учет" размещен электронный сервис "Проверка наличия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ЕАЭС)" (https://servise.nalog.ru/blr1.do\).
Сервис позволяет получить информацию о поступлении электронной копии Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов из налоговых органов страны-импортера (заявителя) в налоговые органы страны-экспортера Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Информация предоставляется как по Заявлениям российских импортеров (их получение налоговыми органами других государств - членов ЕАЭС), так и по Заявлениям импортеров из этих государств, полученных налоговыми органами Российской Федерации.
Для получения информации необходимо заполнить поисковые реквизиты Заявления.
Таким образом, если контрагент организации не представил экземпляр Заявления, то экспортер может воспользоваться сайтом ФНС России и проверить, получал ли налоговый орган РФ из налоговых органов, в частности Республики Казахстан, сведения из Заявлений, поданных покупателями-импортерами в собственные налоговые органы.
Если информация поступила в налоговый орган РФ, то организация при отсутствии Заявления вправе воспользоваться ставкой НДС 0%, предоставив вместо Заявления Перечень заявлений. Налоговый орган РФ в этом случае для решения вопроса об обоснованности применения ставки НДС 0% может воспользоваться электронным документом об уплате НДС, поступившим от налогового органа Республики Казахстан (письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-07-03/35, Вопрос: Организация отгружает товар в Казахстан. Контрагент, ссылаясь на нормативный правовой акт Казахстана, отказывается предоставлять экземпляры заявлений о ввозе товара с отметкой налогового органа. Как получить уведомление о факте уплаты косвенного налога? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.)).
Соответственно, если контрагентом организации Заявление в налоговые органы Республики Казахстан не представлено или по каким-то причинам в российские налоговые органы информация не поступила, то организация не может воспользоваться ставкой НДС 0%.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. НДС при вывозе товаров на территорию государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);
- Вопрос: Предприятие экспортирует свою продукцию в страны Таможенного союза. На основании первичных документов в таможню представляется статистическая форма учета перемещения товаров. Далее собирается пакет документов, отражается в разделе 4 декларации по НДС, заполняется и отправляется электронно ПИК-НДС. Иногда после приемки товара обнаруживается брак. По условиям договора продавец обязан поставить взамен бракованного новый товар. Это может происходить как до подачи пакета документов для подтверждения экспорта, так и после. Как учитываются и отражаются в декларациях данные операции (отгрузка и возврат будут осуществляться в 2015 году)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.)
- Вопрос: Может ли организация применить ставку НДС 0% при экспорте товара в Республику Беларусь и Республику Казахстан, если контрагент уплатил НДС при импорте товара и представил в налоговый орган по месту своего учета заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, но организации заявление с отметкой налогового органа не представил, а также в ситуации, когда контрагент не уплатил НДС при импорте товара и не представил в налоговый орган и организацию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.)
- Вопрос: Организация экспортирует товары в рамках Таможенного союза (в частности в Республику Казахстан). Иногда заявления о ввозе товаров от контрагентов не доходят до организации-экспортера (по вине контрагента, почтовых служб или проблем со связью). Вправе ли организация-экспортер применить ставку 0% в таких случаях? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.)
- Вопрос: Как экспортеру показать корректировку базы по НДС в случае возврата покупателем (Республика Казахстан) бракованного товара? (журнал "НДС: проблемы и решения", N 7, июль 2018 г.)
- Проблемные вопросы "бракованного" НДС (И.В. Стародубцева, журнал "НДС: проблемы и решения", N 2, февраль 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

27 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.