Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация (ООО, услуги - грузовые авиаперевозки) применяет общую систему налогообложения, будет производить текущий ремонт арендованного самолета (замена отдельных механизмов). Согласно условиями договора аренды обязанность по проведению текущего ремонта возложена на арендатора. Организация не создает резерв на ремонт основных средств в налоговом учете. Правомерен ли учет в расходах для целей налогообложения прибыли затрат на текущий ремонт, в частности в виде стоимости приобретенных для ремонта дорогостоящих частей (колеса носовой стойки шасси и тормоза шасси в сборе)?

Организация (ООО, услуги - грузовые авиаперевозки) применяет общую систему налогообложения, будет производить текущий ремонт арендованного самолета (замена отдельных механизмов). Согласно условиями договора аренды обязанность по проведению текущего ремонта возложена на арендатора. Организация не создает резерв на ремонт основных средств в налоговом учете.
Правомерен ли учет в расходах для целей налогообложения прибыли затрат на текущий ремонт, в частности в виде стоимости приобретенных для ремонта дорогостоящих частей (колеса носовой стойки шасси и тормоза шасси в сборе)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в данном случае может единовременно учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль фактические затраты на проведение текущего ремонта используемого в производственной деятельности арендованного самолета (в частности, в виде стоимости дорогостоящих запчастей) (при наличии подтверждающих документов).

Обоснование вывода:
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Для целей налогообложения прибыли налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) при условии, что такие расходы обоснованны (экономически оправданны), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ, смотрите также определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Так, на основании пп. 2 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 253, ст. 260 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут быть учтены расходы арендатора на ремонт амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. Данные расходы в налоговом учете не нормируются и единовременно учитываются в размере фактических затрат налогоплательщика в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, независимо от оплаты (п. 5 ст. 272 НК РФ). Вид ремонта (текущий или капитальный), способ его осуществления (хозяйственный или подрядный) и иные подобные критерии при этом значения не имеют (смотрите письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718).
В письме Минфина России от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51 разъяснялось, что расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом. По нашему мнению, это не изменяет порядка признания расходов на ремонт (единовременно в размере фактических затрат).
В анализируемой ситуации обязанность по проведению текущего ремонта возложена на арендатора, договор не предполагает последующего возмещения данных расходов арендодателем. Ремонтируемое имущество используется в предпринимательской деятельности организации-арендатора. Соответственно, мы не видим препятствий для единовременного признания ею фактических затрат на текущий ремонт самолета (в частности, в виде стоимости приобретенных для ремонта дорогостоящих запчастей) при расчете налоговой базы по налогу на прибыль при условии их надлежащего документального подтверждения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расходы на ремонт основных средств при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств;
- Вопрос: Какими документами можно обосновать списание строительных материалов в коммерческой организации в целях налогообложения прибыли при списании строительных материалов, когда ремонт был произведен своими силами (ремонт производится в арендованном помещении с согласия арендодателя)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

27 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.