Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация выпускает продукцию и проводит ее сертификацию в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Сертификат соответствия может действовать несколько лет. Организация находится на общей системе налогообложения, применяет метод начисления в налоговом учете. Для подтверждения действия сертификата соответствия ежегодно заключается договор и проводится инспекционный контроль. Часто инспекционный контроль проводит одна организация, сертификат соответствия выдает другая организация. Бывает, что по результатам проведенного инспекционного контроля выдается отрицательное заключение. Как данные расходы отразить в налогом учете: равномерно в течение срока действия сертификата или единовременно в текущем периоде? В случае выдачи отрицательного заключения можно ли вообще принимать эти расходы в целях налогообложения?

Организация выпускает продукцию и проводит ее сертификацию в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Сертификат соответствия может действовать несколько лет. Организация находится на общей системе налогообложения, применяет метод начисления в налоговом учете.
Для подтверждения действия сертификата соответствия ежегодно заключается договор и проводится инспекционный контроль. Часто инспекционный контроль проводит одна организация, сертификат соответствия выдает другая организация. Бывает, что по результатам проведенного инспекционного контроля выдается отрицательное заключение.
Как данные расходы отразить в налогом учете: равномерно в течение срока действия сертификата или единовременно в текущем периоде? В случае выдачи отрицательного заключения можно ли вообще принимать эти расходы в целях налогообложения?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы на ежегодное проведение инспекционного контроля для подтверждения действия сертификата соответствия продукции могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно. При этом не имеет значения, проводит ли инспекционный контроль организация, выдавшая сертификат соответствия, или иная организация, равно как и факт выдачи по результатам проведенного инспекционного контроля отрицательного заключения.

Обоснование позиции:
Нормы главы 25 НК РФ позволяют признавать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны (в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией) (п. 1 ст. 247, п. 2 ст. 252, п. 2 ст. 253, пп. 2 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Поскольку НК РФ не установлено иного, в налоговом учете могут признаваться расходы как на добровольную, так и на обязательную сертификацию продукции (ст. 20 Закона N 184-ФЗ, письма Минфина России от 22.08.2014 N 03-03-06/1/42026, от 04.09.2013 N 03-03-06/1/36419).
Нормы главы 25 НК РФ не разъясняют, что понимается под расходами на сертификацию продукции. Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам иных отраслей законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Согласно ст. 2 Закона N 184-ФЗ сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Из Рекомендаций по сертификации, утвержденных постановлением Госстандарта России от 14.03.1996 N 167, следует, что расходы на инспекционный контроль входят в состав расходов на сертификацию продукции.
Таким образом, полагаем, что расходы на ежегодное проведение инспекционного контроля для подтверждения действия сертификата соответствия продукции могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли на основании пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 06.04.2010 N 16-15/035564@).
При этом, на наш взгляд, не имеет значения, проводит ли инспекционный контроль организация, выдавшая сертификат соответствия, или иная организация (например, лаборатория).
Также, по нашему мнению, не является препятствием для признания анализируемых затрат в налоговом учете выдача по результатам проведенного инспекционного контроля отрицательного заключения. Считаем, что данное обстоятельство не указывает на необоснованность произведенных затрат или отсутствие связи с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Так, например, в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П указано, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Что касается порядка признания расходов на инспекционный контроль, то считаем, что ст. 272 НК РФ не содержит требований относительно необходимости их равномерного признания (например, в течение срока действия сертификата соответствия).
Из этого же исходят и специалисты финансового ведомства: на основании п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272, п. 2 ст. 318 НК РФ расходы на сертификацию могут быть единовременно учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов (смотрите, например, письма Минфина России от 08.06.2017 N 03-03-06/1/35781, от 20.03.2017 N 03-03-06/1/15663, от 01.07.2014 N 03-03-06/1/31600).
Соответственно, считаем, что расходы на инспекционный контроль могут быть единовременно включены в расчет налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

12 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.