Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Поступил судебный приказ о взыскании задолженности (более 3000 руб.) по транспортному налогу и земельному налогу, а также пени за 2013-2014 годы. Имеет ли право налоговая инспекция взыскивать налоги по истечении 5 лет?

Поступил судебный приказ о взыскании задолженности (более 3000 руб.) по транспортному налогу и земельному налогу, а также пени за 2013-2014 годы.
Имеет ли право налоговая инспекция взыскивать налоги по истечении 5 лет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взыскание земельного и транспортного налогов с физических лиц возможно и по истечении 5 лет с окончания налогового периода.

Обоснование позиции:
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
В силу п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
При определении сроков взыскания налоговым органом задолженности с физлиц необходимо учитывать следующие сроки.
1. При уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами (в т.ч. транспортного и земельного налога) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ).
Уплата этих налогов осуществляется физлицами на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Земельный налог и транспортный налог за 2013 и 2014 годы подлежали уплате налогоплательщиками - физическими лицами в следующие сроки:
- за 2013 год - не ранее 1 ноября 2014 года;
- за 2014 год - не позднее 1 октября 2015 года (абзац 3 п. 1 ст. 363, абзац 3 п. 1 ст. 397 НК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 02.12.2013 N 334-ФЗ, письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-05-04-01/2765).
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
При этом физлица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 НК РФ.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, а в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, - не позднее 1-го года со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления (п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Срок для направления требования на уплату пеней на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, исчисляется с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части) (п. 5 ст. 75 НК РФ, п. 51 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, смотрите также письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13461).
3. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8-ми рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В п. 4 письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ рекомендовано налоговым органам устанавливать в требовании срок не менее 30 календарных дней.
4. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному п.п. 1-2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов при условии, если сумма задолженности превышает 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы задолженности, подлежащей взысканию с физического лица, такая задолженность превысила 3 000 рублей, - шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд исчисляется со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет сумма задолженности так и не превысила 3 000 рублей, шестимесячный срок исчисляется со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом следует иметь в виду, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 п. 2 ст. 48 НК РФ)*(1).
Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение 5-ти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Копия судебного приказа в течение 3-х дней со дня вынесения судебного приказа направляется должнику, который в течение 20-ти дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа (ст. 123.5 КАС РФ).
Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ срок поступят возражения относительно его исполнения*(2).
В случае отмены судебного приказа взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением (ст. 127 КАС РФ).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
После получения судебного акта, вступившего в законную силу, взыскание задолженности с физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) (п. 4 ст. 48 НК РФ).
Учитывая изложенное, максимальный срок обращения в налогового органа в суд может превысить пять лет со дня окончания налогового периода, за который образовалась задолженность, если общая сумма задолженности по выставленным требованиям не превысила 3000 рублей (9 месяцев до наступления срока уплаты (1 октября следующего года) + 1 год на выставление требования, если сумма задолженности по налогу и пени менее 500 рублей, + 6 дней на почтовое отправление + 8 дней на исполнение требования, если иной срок не установлен в нем, + 3 года 6 месяцев на обращение в суд)*(2).
Примечание. В рассматриваемой ситуации сумма задолженности за 2013 и 2014 годы превысила 3000 рублей. Поэтому полагаем, что 6-месячный срок взыскания налоговым органом пропущен (считая с 1 октября 2015 года: 3 месяца на выставление требования + 6 дней на почтовое отправление + 8 дней на исполнение требования, если иной срок не установлен в нем, + 6 месяцев на обращение в суд).
Однако выдача судебного приказа мировым судьей по истечении указанного срока может свидетельствовать о наличии оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.
А поскольку указанная задолженность включает суммы налогов и пеней за 2013 год, необходимо учитывать, что в силу ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ налогоплательщик вправе рассчитывать на признание налоговым органом безнадежной ко взысканию и списание недоимки по транспортному и земельному налогам, образовавшимся по состоянию на 01.01.2015 и сумму образовавшихся пеней*(3).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
- Энциклопедия решений. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов;
- Энциклопедия решений. Удержание по исполнительным документам;
- Энциклопедия решений. Признание налоговым органом недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание;
- Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 4 марта 2019 г. по делу N 2а-1546/2019;
- Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 15 июля 2019 г. по делу N 2а-127/2019.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика (письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12690@). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения п. 1 ст. 70 НК РФ не приводят к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налогов (определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О).
Согласно п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания, либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом.
*(2) Кроме того, в силу ч. 3 ст. 123.8 КАС РФ судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 КАС (смотрите Апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 20 мая 2019 г. по делу N 33а-2689/2019).
*(3) На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, вступившей в силу с 29.12.2017, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании, признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Для целей ст. 12 Федерального закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015-2017 годов (определение ВС РФ от 22.11.2018 N 306-КГ18-10607 по делу N А65-26432/2016).
Начисленная задолженность за 2014 год (обязанность по уплате которой возникла у налогоплательщика в 2015 году) и последующие налоговые периоды не может быть признана безнадежной к взысканию и подлежать списанию. Оснований для списания недоимки, образовавшейся после 01.01.2015, не имеется (письмо Минфина России от 15.03.2019 N 03-02-08/17196).
Вместе с тем задолженность физического лица по уплате земельного и транспортного налогов за 2014 год и пеней может быть признана безнадежной к взысканию и списана по основаниям, установленным в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, в частности, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).