Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация (УСН) имеет в собственности два помещения в нежилом здании. Наряду с помещениями в нежилом здании у организации в собственности находится нежилое помещение в жилом доме. Должна ли данная организация платить налог на имущество, если в перечне объектов недвижимого имущества нет кадастровых номеров помещений, но есть кадастровый номер всего здания, в котором находятся указанные помещения?

Организация (УСН) имеет в собственности два помещения в нежилом здании. Наряду с помещениями в нежилом здании у организации в собственности находится нежилое помещение в жилом доме.
Должна ли данная организация платить налог на имущество, если в перечне объектов недвижимого имущества нет кадастровых номеров помещений, но есть кадастровый номер всего здания, в котором находятся указанные помещения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации организация должна уплачивать налог на имущество лишь в отношении принадлежащих ей нежилых помещений в нежилом здании.

Обоснование вывода:
Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате в том числе налога на имущество организаций (далее - Налог), за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ.
Объектами налогообложения по Налогу для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Налоговая база по Налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).
Согласно пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база по Налогу определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Это справедливо при выполнении следующих условий:
- в субъекте РФ по месту нахождения недвижимости принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 378.2 НК РФ);
- объекты недвижимости поименованы в определенном на очередной налоговый период уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ перечне объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень) (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Заметим, что для обложения Налогом исходя из кадастровой стоимости жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не требуется их включение в Перечень (смотрите, например, письма Минфина России от 21.09.2018 N 03-05-05-01/67657, от 06.05.2015 N 03-05-05-01/25946);
- объект недвижимого имущества принадлежит организации на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
Согласно разъяснениям финансового ведомства в случае, если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из их кадастровой стоимости независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечень (смотрите, например, письма Минфина России от 24.11.2017 N 03-05-04-01/77887, от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780).
При этом в случае, если кадастровая стоимость помещения в поименованном в Перечне здании отдельно не определена, то налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
Как мы поняли, нежилое здание, в котором расположены принадлежащие организации нежилые помещения, включено в Перечень как административно-деловой центр или торговый центр (комплекс) (иных оснований не имеется). Поэтому считаем, что организация на УСН в данном случае должна уплачивать Налог в отношении принадлежащих ей помещений в указанном нежилом здании, поименованном в Перечне, исходя из их кадастровой стоимости, несмотря на то, что отдельно нежилые помещения в Перечне не поименованы.
Что касается нежилого помещения в жилом доме, то, на наш взгляд, для его налогообложения исходя из кадастровой стоимости нужно, чтобы оно было прямо указано в Перечне, поскольку жилой дом, в котором расположено это помещение, в Перечне указываться не должен (поскольку он не является административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) - смотрите п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ).
Поскольку принадлежащее организации нежилое помещение в жилом доме в Перечне не поименовано, считаем, что оно не подлежит налогообложению Налогом исходя из его кадастровой стоимости. Это означает, что организация на УСН не должна уплачивать в отношении него Налог. Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по данному вопросу нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

19 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.