Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация отпускает тепло физическим лицам (имеется своя котельная). Организация заключила агентский договор с энергосбытовой компанией, предметом которого является юридическое и иное сопровождение по ведению абонентской работы (ведение реестров по оплате, осуществление начисления и предъявление к оплате платежных документов абонентам, осуществление работы по взысканию дебиторской задолженности). Население, в свою очередь, вносит платежи различными способами: через Почту России, банки, терминалы. При этом энергосбытовая компания не является платежным агентом в смысле Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ. Далее платежи поступают к поставщику тепла на расчетный счет общей суммой. Почта России, в свою очередь, сама передает данные по поступившим платежам в налоговую инспекцию. Что касается кредитных организаций, то у них такой обязанности нет (от ККТ они освобождены). Правильно ли, что с 01.07.2019 поставщик тепла обязан приобрести ККТ и передавать данные в налоговую инспекцию по платежам, поступившим на счета кредитной организации? Возможно ли добавить в агентский договор с энергосбытовой компанией условие об обязанности при использовании ККТ поставщика передавать данные в налоговую инспекцию по платежам, поступившим на счета кредитной организации? Не будет ли нарушением норм Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" данное условие в агентском договоре? Вправе ли энергосбытовая компания использовать свою ККТ по поручению поставщика?

Организация отпускает тепло физическим лицам (имеется своя котельная). Организация заключила агентский договор с энергосбытовой компанией, предметом которого является юридическое и иное сопровождение по ведению абонентской работы (ведение реестров по оплате, осуществление начисления и предъявление к оплате платежных документов абонентам, осуществление работы по взысканию дебиторской задолженности). Население, в свою очередь, вносит платежи различными способами: через Почту России, банки, терминалы. При этом энергосбытовая компания не является платежным агентом в смысле Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
Далее платежи поступают к поставщику тепла на расчетный счет общей суммой. Почта России, в свою очередь, сама передает данные по поступившим платежам в налоговую инспекцию. Что касается кредитных организаций, то у них такой обязанности нет (от ККТ они освобождены).
Правильно ли, что с 01.07.2019 поставщик тепла обязан приобрести ККТ и передавать данные в налоговую инспекцию по платежам, поступившим на счета кредитной организации? Возможно ли добавить в агентский договор с энергосбытовой компанией условие об обязанности при использовании ККТ поставщика передавать данные в налоговую инспекцию по платежам, поступившим на счета кредитной организации? Не будет ли нарушением норм Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" данное условие в агентском договоре? Вправе ли энергосбытовая компания использовать свою ККТ по поручению поставщика?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Закон N 54-ФЗ не содержит в настоящее время оснований для неприменения после 01.07.2019 ККТ организацией (поставщиком тепла) при получении от населения оплаты за услуги теплоснабжения, полученной в безналичном порядке на ее расчетный счет (в случае внесения ими оплаты через банк). При расчетах через платежных и банковских платежных агентов (и их субагентов), с использованием принадлежащих им автоматических устройств (терминалов, банкоматов), ККТ применяется платежными и банковскими агентами (субагентами).
2. Энергосбытовая компания не вправе применять ККТ, зарегистрированную на свое имя, для оформления расчетов третьего лица (поставщика тепла), поскольку в рассматриваемой ситуации в расчетах компания не участвует. Денежные средства поступают на счет поставщика тепла напрямую.
3. По нашему мнению, учитывая разъяснения Минфина России, организация (поставщик тепла) может зарегистрировать ККТ на свое имя, заключить от своего имени договор с ОФД на передачу фискальных данных в налоговый орган и заключить договор с энергосбытовой организацией на оказание услуг по формированию фискальных данных с применением переданной ей ККТ. Однако данный вывод необходимо подтвердить письменным разъяснением Минфина России.
4. Госдума приняла законопроект о неприменении до 01.07.2020 штрафных санкций за нарушение порядка работы с ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций). Не исключено, что до 01.07.2019 данный закон будет опубликован.

Обоснование позиции:
1. Принимая во внимание положения ст. 1005 ГК РФ договор между теплоснабжающей (далее - ресурсоснабжающей) и энергосбытовой организациями об осуществлении деятельности по расчету платы и ведению учета расчетов с потребителями, а также по выполнению иных действий по поручению принципала можно охарактеризовать как агентский договор, предметом которого служит оказание посреднических услуг. Одной из обязанностей агента при этом является осуществление расчета платы за услуги ресурсоснабжающей организации, начисление и предъявление ее потребителям.
Фактически денежные средства от потребителей поступают напрямую на расчетный счет ресурсоснабжающей организации. Т.е. агент в расчетах не участвует. При этом население вносит платежи через терминалы, отделения Почты России, банки, с которыми подписаны договоры на прием платежей.
В общем случае ККТ применяется на территории РФ всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, в частности при приеме (получении) и выплате денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ ККТ после ее регистрации "применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
Случаи, служащие исключением из данного требования, перечислены в п.п. 2.1, 5, 5.1, 5.3, 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ. Так, исключения из данного правила предусмотрены для случаев дистанционной оплаты, в т.ч. через Интернет, либо применения т.н. "облачных ККТ", позволяющих оформлять расчеты удаленно (вне места расчета). Таким образом, в общем случае ККТ применяется тем лицом, которое совершает расчет - в момент расчета и на месте расчета. В исключительных случаях, перечисленных в указанных пунктах ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, разрешено применять ККТ не на месте расчета и не в момент расчета, а позднее (например, не позднее следующего за расчетом дня, пяти дней).
То есть в отношении требования о применении ККТ тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), исключений нет.
Для расчетов в безналичном порядке это означает, что ККТ применяет то лицо, на чей расчетный счет поступают денежные средства за товары, работы, услуги от покупателей (клиентов), за исключением случая, когда денежные средства поступают через платежных или банковских платежных агентов*(1) (например, при оплате через отделения ФГУП "Почта России", терминалы платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов)).
Банки освобождены от применения ККТ (п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ), в т.ч. и в случаях, когда на основании договора с ресурсоснабжающей организацией банк осуществляет по поручению физических лиц на расчетный счет организации переводы денежных средств без открытия банковского счета.
Исключения, когда можно не применять ККТ, перечислены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ, в которой не упомянуто получение ресурсоснабжающей организацией денежных средств на расчетный счет от населения за услуги теплоснабжения*(2).
Таким образом, Закон N 54-ФЗ не содержит в настоящее время оснований для неприменения ККТ после 01.07.2019 организацией при получении от физических лиц оплаты за услуги теплоснабжения, полученной в безналичном порядке на расчетный счет (в случае осуществления ими оплаты через банк)*(3).
2. Относительно возможности регистрации ККТ ресурсоснабжающей организацией и передачи ее агенту отметим следующее.
В части порядка регистрации и применения ККТ Законом N 54-ФЗ установлены следующие требования:
- ККТ применяется тем же лицом, которое осуществляет расчет, - пользователем ККТ (п. 1 ст. 4.3, абзац 21 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ);
- расчет - это, в частности, прием (получение) денежных средств в безналичном порядке;
- при этом именно пользователь регистрирует ККТ (исходя из совокупности положений ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ, в которых идет речь о пользователе)*(4);
- пользователь обязан обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ);
- для чего пользователь должен заключить договор с ОФД на передачу фискальных данных в налоговый орган (п. 1 ст. 4.6 Закона N 54-ФЗ).
Сама ККТ при этом может быть приобретена иным лицом и передана пользователю в пользование (аренду), но в любом случае именно пользователь должен ее зарегистрировать на свое имя и применять при расчетах.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что Агент не может использовать свою ККТ (в карточке регистрации которой указаны данные Агента) для оформления расчетов ресурсоснабжающей организации, в которых он фактически не принимает участия.
Отметим, что применение ККТ с нарушением "установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа"*(5).
Однако Закон N 54-ФЗ прямо не запрещает поручить оформление своих расчетов (формирование фискальных данных, передачу чеков покупателям (клиентам)) Агенту, передав ему зарегистрированную на свое имя ККТ. Для автоматической передачи фискальных данных в налоговый орган необходимо от своего имени заключить договор с ОФД.
Например, Минфин России в своих разъяснениях по вопросу применения ККТ принципалом в ситуации, когда агент осуществляет от его имени расчеты с покупателями (клиентам), предлагал регистрировать ККТ принципалом на свое имя и передавать ее в пользование агенту. Вывод ведомства основан на том, что п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ не содержит запрета на санкционированный доступ третьих лиц к ККТ, в том числе передачу им ККТ (письма Минфина России от 27.06.2018 N 03-01-15/44250, от 06.04.2018 N 03-01-15/22622).
В случае следования указанным рекомендациям Минфина России в рассматриваемой ситуации организация может зарегистрировать ККТ, заключить от своего имени договор с ОФД на передачу фискальных данных в налоговый орган и заключить договор с Агентом на формирование фискальных данных с применением переданной ему ККТ.
При этом необходимо учитывать, что в кассовом чеке должны указываться должность и фамилия сотрудника электроснабжающей организации как лица, оформившего кассовый чек. Однако ответственность за неприменение ККТ или за ее применение с нарушением установленных требований к регистрации и порядка применения несет пользователь - лицо, на которое зарегистрирована ККТ*(6).
В то же время, учитывая отсутствие конкретных официальных разъяснений относительно возможности передачи своих полномочий по применению ККТ и формированию фискальных данных (при условии регистрации ККТ на свое имя, заключения договора с ОФД и обеспечения передачи фискальных данных в налоговый орган) стороннему лицу, рекомендуем обратиться в Минфин России за разъяснением. Напомним, что в силу п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ именно Минфин России уполномочен давать "письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники".

К сведению:
Отметим, что 19.06.2019 принят в третьем чтении законопроект N 567405-7*(7) предусматривающий приостановку до 1 июля 2020 года действия частей 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП в отношении применения ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

20 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны применять ККТ при получении денежных средств от физических лиц и, соответственно, выдавать кассовые чеки (п. 5.5 ст. 1.2, п.п. 3 и 4 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ, пп.пп. 4, 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ, части 11.1 и 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ).
В автоматизированных устройствах для расчетов (например, в терминалах и банкоматах), применяемых банковскими платежными агентами (субагентами) должна быть установлена ККТ (п. 2 ст. 4 Закона N 54-ФЗ, пп.пп. 4, 6 п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
Как правило, платежи от населения, собранные такими агентами, перечисляются общим платежным поручением на расчетный счет поставщика и одновременно поставщику передается перечень плательщиков, соответствующий перечисленным денежным средствам.
Отметим, что нигде в Законе N 54-ФЗ прямо не указано, что если ККТ была применена агентом (субагентом), то это освобождает поставщика от обязанности применения ККТ. Полагаем, что в качестве обоснования неприменения ККТ поставщиком может быть применен п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, в силу которого ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП (за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением).
*(2) В п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ упомянуты только товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества), жилищными, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, которые могут не применять ККТ при безналичных расчетах за оказание ими услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ресурсоснабжающие организации (поставщики коммунальных услуг) не освобождены от применения ККТ.
*(3) При этом при расчетах за коммунальные услуги существуют свои особенности. Так, при расчете в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) пользователем может быть сформирован один кассовый чек (БСО) (который не выдается потребителю).
Такой единый чек (БСО) должен содержать сведения обо всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода) (п. 2.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Кроме этого, п. 5.10 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ установлено, что в случаях осуществления безналичных расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги ККТ должна быть применена пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя.
Кассовый чек (БСО) при этом выдается (направляется) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (БСО), в противном случае по истечении трех месяцев обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (БСО) считается исполненной.
Каких либо официальных разъяснений о порядке применения указанных норм ресурсоснабжающими организациями (учитывая, что авансовые платежи за такие услуги как правило не поступают) мы не обнаружили. Формально не реже, чем один раз в пять дней организация должна отслеживать поступления на расчетный счет от населения.
*(4) Отметим, что в письме от 25.05.2006 N 03-01-15/4-114 "Об использовании компанией - агентом контрольно-кассовой техники, зарегистрированной компанией - принципалом, при доставке продукции розничным продавцам" Минфин России, проанализировав схожие с действующими в настоящее время нормы старой редакции Закона N 54-ФЗ о регистрации ККТ и указании в карточке регистрации данных владельца ККТ и адресе ее установки, пришел к выводу, что "применение одной организацией контрольно-кассовой техники, зарегистрированной другой организацией, неправомерно".
*(5) На должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
*(6) За неприменение ККТ в силу ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ налагается административный штраф:
- на должностных лиц - в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей.
Обращаем внимание, что КоАП не содержит положений, в соответствии с которыми административная ответственность возлагается на иное лицо (например, на принципала - при нарушении агентом правил использования зарегистрированной на его имя ККТ). Исключение составляют лишь случаи, перечисленные в ст. 2.10 КоАП РФ (при правопреемстве лиц в ходе реорганизации).
*(7) https://sozd.duma.gov.ru/bill/567405-7.