Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация не является транспортной организацией, но содержит парк легковых автомобилей для производственной деятельности. До 01.03.2019 на каждый автомобиль выписывался один путевой лист на пять рабочих дней. Нужно ли организации с 01.03.2019 выписывать путевой лист на каждый рабочий день?

Организация не является транспортной организацией, но содержит парк легковых автомобилей для производственной деятельности. До 01.03.2019 на каждый автомобиль выписывался один путевой лист на пять рабочих дней. Нужно ли организации с 01.03.2019 выписывать путевой лист на каждый рабочий день?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 01.03.2019 путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного рабочего дня водителя. Если водитель в течение одного рабочего дня совершает один или несколько рейсов, то путевой лист надо оформлять на один день, до начала первой поездки, совершаемой в этот день.

Обоснование вывода:
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Перевозить пассажиров (багаж) и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство запрещено (п. 14 ст. 2, часть 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ)).
Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть только специализированными автотранспортными предприятиями. Остальные организации вправе применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, но при условии, что они утверждены в учетной политике (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 4 ПБУ 1/2008, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановление Девятого ААС от 26.04.2018 N 09АП-16429/18).
При этом необходимо соблюдать утвержденные в установленном порядке обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (ч. 1 ст. 6 УАТ). Реквизиты путевого листа должны также соответствовать требованиям к обязательным реквизитам первичного учетного документа, установленным ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (смотрите дополнительно постановление Четвертого ААС от 10.10.2016 N 04АП-5047/16).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Порядок) утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152).
Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее - Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019. В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист. По новым правилам (п. 10 Порядка) путевой лист должен быть составлен:
- до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня;
- до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
До внесения изменений Приказом N 467 формулировка в п. 10 Порядка была такая: "Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца". При этом специалисты Минфина России и суды не возражали против оформления нетранспортными компаниями путевых листов, например, сразу на неделю, даже в случае, когда водитель каждый вечер возвращает автомобиль в гараж (если такое оформление позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ и судить об обоснованности произведенных расходов). Смотрите, например, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, постановления АС Московского округа от 21.08.2018 N Ф05-12699/18 по делу N А40-76951/201, АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007.
Однако позднее в письме Минтранса России от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС было указано, что путевой лист должен оформляться в том числе организацией, эксплуатирующей транспортные средства, каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки. И именно это правило закреплено поправками с 1 марта 2019 года.
По нашему мнению, исходя из новой редакции п. 10 Порядка в настоящее время путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного рабочего дня водителя. Если водитель в течение одного рабочего дня совершает один или несколько рейсов, то путевой лист надо оформлять на один день, до начала первой поездки, совершаемой в этот день.
К сожалению, официальных разъяснений по оформлению путевых листов с 01.03.2019 нетранспортными организациями мы не обнаружили.
Обратим внимание, что в письме Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855 рекомендовано по вопросам о порядке заполнения путевых листов обращаться в Минтранс России.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Путевой лист;
- Пример заполнения Путевого листа легкового автомобиля, разработанный с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции с 1 марта 2019 г.) (подготовлено экспертами компании "ГАРАНТ", март 2019 г.);
- Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
- Практическая налоговая энциклопедия. Том "Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл. 16 НК РФ" (под ред. Брызгалина А.В. - 2003-2013 г.). Смотрите раздел 2.3. Отсутствие первичных документов и особенности применения ответственности по ст. 120 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

20 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.