Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация заключает договор с производителем на участие в Программе снижения розничной цены на определенную группу товаров. Товар приобретается у дилера. Производитель обязуется компенсировать снижение устанавливаемой организацией розничной цены на товары, участвующие в программе (снижение цены примерно в размере 20%). По факту составления отчета о реализации товаров организация обращается к производителю с требованием об уплате компенсации. Производитель в части отсутствия обязанности по уплате НДС на сумму компенсации ссылается на письмо Минфина России от 10.09.2018 N 03-07-11/64587. Облагается ли данная компенсация НДС?

Организация заключает договор с производителем на участие в Программе снижения розничной цены на определенную группу товаров.
Товар приобретается у дилера. Производитель обязуется компенсировать снижение устанавливаемой организацией розничной цены на товары, участвующие в программе (снижение цены примерно в размере 20%). По факту составления отчета о реализации товаров организация обращается к производителю с требованием об уплате компенсации. Производитель в части отсутствия обязанности по уплате НДС на сумму компенсации ссылается на письмо Минфина России от 10.09.2018 N 03-07-11/64587.
Облагается ли данная компенсация НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Суммы компенсаций в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией товаров, участвующих в программе снижения розничной цены, подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании нормы п. 1 ст. 162 НК РФ.

Обоснование позиции:
Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
По общим правилам согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В целях главы 21 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
По общим правилам в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст. 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (с учетом акцизов (для подакцизных товаров)) и без включения в них налога.
В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст.ст. 155-162 главы 21 НК РФ (п. 8 ст. 154 НК РФ).
В частности, согласно абзацу второму п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются (абзац третий п. 2 ст. 154 НК РФ).
В письмах Минфина России от 07.12.2018 N 03-07-11/88882, от 02.04.2018 N 03-07-15/20870 (а в письме Минфина России от 10.09.2018 N 03-07-11/64587 приводится ссылка на последнее письмо) отмечено следующее: что касается получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании п. 1 ст. 162 НК РФ, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем п. 2 ст. 154 НК РФ*(1).
В свою очередь, согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС при реализации работ (услуг), облагаемых НДС, увеличивается на суммы, полученные за реализованные работы (услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных работ (услуг).
С учетом норм гл. 21 НК РФ и разъяснений контролирующих органов в ситуации, схожей с рассматриваемой, можно сделать следующий вывод: суммы компенсаций в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией товаров, облагаемых НДС, в рассматриваемой ситуации подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании п. 1 ст. 162 НК РФ.
Примером спора, в котором судьи пришли к такому же выводу, служит постановление АС Волго-Вятского округа от 06.08.2018 N Ф01-3148/18 по делу N А39-6479/2017. ОАО "Саранск-Лада" принимало участие в реализации автомобилей по Программе обновления парка колесных транспортных средств и реализовывало предоставленные ОАО "АВТОВАЗ" товарные автомобили со скидкой потребителям, участвующим в указанной Программе. За участие в Программе по предоставлению покупателя физическим лицам скидки ОАО "АВТОВАЗ" перечисляло на расчетный счет дилера премии. Размер премий определялся за каждый реализованный автомобиль. Приняв во внимание, что размер поощрительной премии равен размеру скидки, предоставленной физическому лицу, суд пришел к выводам, что денежные средства, полученные от ОАО "АВТОВАЗ" по Программе обновления парка колесных транспортных средств, представляют собой компенсацию не полученной Обществом выручки при реализации автомобилей физическим лицам по сниженным ценам (с предоставлением скидки), то есть связаны с оплатой реализованных автомобилей и подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

15 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом суммы НДС по товарам, приобретенным налогоплательщиками за счет указанных средств, подлежат вычету с учетом соблюдения норм ст. 171 и 172 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 13.09.2018 N 03-07-11/65627).