Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Учреждение на общем режиме налогообложения, есть онлайн-касса. Ошибочно длительное время в чеках не указывалась ставка НДС. Ошибка обнаружена недавно, то есть накопилось большое количество таких чеков. Декларация сдана правильно, с учетом всех необходимых сумм. Фактически некорректно отражено только у оператора фискальных данных (ОФД). Нужно ли исправлять данную ошибку, каким образом, а также как избежать ответственности?

Учреждение на общем режиме налогообложения, есть онлайн-касса. Ошибочно длительное время в чеках не указывалась ставка НДС. Ошибка обнаружена недавно, то есть накопилось большое количество таких чеков. Декларация сдана правильно, с учетом всех необходимых сумм. Фактически некорректно отражено только у оператора фискальных данных (ОФД). Нужно ли исправлять данную ошибку, каким образом, а также как избежать ответственности?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оформление кассовых чеков без выделения суммы НДС признается нарушением порядка применения ККТ, что может повлечь привлечение организации к ответственности в виде предупреждения или штрафа.
Организации необходимо откорректировать неверно оформленные кассовые чеки. Исходя из разъяснений налоговых органов, сделать это необходимо одним из следующих способов (в зависимости от применяемой в ККТ версии форматов фискальных документов):
- оформить один чек коррекции с указанием в отдельных строках каждой суммы расчета, оформленной кассовым чеком с ошибкой (без выделения НДС), - для форматов фискальных документов версий 1.1;
- либо оформить один чек с признаком расчета "возврат прихода" на общую сумму всех неверно оформленных чеков и оформить один чек с признаком расчета "приход" на ту же сумму, но только с указанием в нем верных реквизитов (а именно суммы расчета с выделением суммы НДС и указанием ставки НДС) - для форматов фискальных документов версий 1.05 и ниже.
Основанием для проведения коррекции является оправдательный документ, в котором указывается причина необходимости проведения корректировки фискальных данных. При этом если оформляется не чек коррекции, а кассовые чеки с признаком расчета "возврат прихода" и "приход", то дополнительно в таком оправдательном документе необходимо раскрыть, из чего состоит сумма коррекции (т.е. перечислить корректируемые кассовые чеки, оформленные с ошибкой). Данный документ необходимо направить через кабинет ККТ в налоговый орган.

Обоснование позиции:
В случае если товар (работа, услуга) реализуется налогоплательщиком НДС, то указание в чеке ставки НДС и суммы налога является обязательным (абзац 9 п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ)*(1). Выдача кассовых чеков без выделения суммы НДС и указания его ставки является нарушением порядка применения ККТ.
За применение ККТ с нарушением порядка и условий ее применения ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей;
- на юридических лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей*(2).
В рассматриваемом случае, поскольку ошибка допущена впервые, НДС уплачен верно (т.е. бюджет не пострадал), полагаем, что налоговый орган может ограничиться предупреждением (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
При этом организации необходимо исправить кассовые чеки, оформленные с нарушением порядка, установленного Законом N 54-ФЗ. Исходя из информации, содержащейся в письме ФНС РФ от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@ (далее - письмо), в зависимости от версии применяемых форматов фискальных документов организация должна:
- оформить чек коррекции - для форматов фискальных документов версий 1.1;
- или оформить чек с признаком расчета "возврат прихода"*(3) для отмены неверно оформленного чека и чек с признаком расчета "приход" на ту же сумму - с указанием в нем верных реквизитов - для форматов фискальных документов версий 1.05 и ниже.

Порядок корректировки

Закон N 54-ФЗ не содержит положения, в соответствии с которым необходимо корректировать каждый расчета, оформленный с нарушением требований данного закона, отдельно.
Налоговые органы в письме сообщают, что "каждая корректируемая сумма расчета должна отражаться в кассовом чеке коррекции отдельной строкой. Указание в кассовом чеке коррекции только общей суммы корректируемых расчетов при корректировке, как ранее осуществленных с применением ККТ расчетов с ошибкой, так и при корректировке расчетов, ранее произведенных без применения ККТ, не может являться достаточным для установления события административного правонарушения (поскольку невозможно идентифицировать из такой суммы конкретный расчет)".
Можно прийти к выводу, что допустимо корректировать одним чеком коррекции несколько кассовых чеков, оформленных с нарушением требований Закона N 54-ФЗ, однако в чеке коррекции необходимо каждую сумму расчета (из корректируемого кассового чека) указывать отдельно.
Таким образом, учитывая разъяснения налоговых органов, полагаем, что организация может исправить кассовые чеки, выданные без выделения суммы НДС, и выполнить требование абзаца второго п. 4 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ следующим образом:
- оформить один чек коррекции с указанием каждой суммы расчета из неверно оформленных кассовых чеков в отдельных строках - для форматов фискальных документов версий 1.1;
- оформить один чек с признаком расчета "возврат прихода" на общую сумму неверно оформленных чеков и оформить чек с признаком "приход" на ту же сумму, но только с указанием в нем верных реквизитов - для форматов фискальных документов версий 1.05 и ниже.
При этом, как указано в письме, необходимо в обязательном порядке в дополнение к сформированным кассовым чекам коррекции и (или) новым кассовым чекам, сформированным для исправления некорректных кассовых чеков, направить в налоговый орган сведения и документы, достаточные для установления каждого события административного правонарушения, т.е. идентификации каждого конкретного расчета.
Дело в том, что п. 3 Приказа N ММВ-7-20/483 предусмотрено представление в налоговые органы через кабинет ККТ информации и документов, используемых организациями и индивидуальными предпринимателями для реализации своих прав и обязанностей, установленных Законом N 54-ФЗ.
При этом в силу примечаний к ст. 14.5 КоАП РФ лицо освобождается от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП, при условии, что оно добровольно заявило в налоговый орган в письменной форме, в частности, о применении им ККТ с нарушением установленного Законом N 54-ФЗ порядка.
Указанное освобождение от ответственности действует, если соблюдены в совокупности следующие условия:
- на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Таким образом, помимо формирования чека коррекции (или кассового чека с признаком расчета "возврат прихода" и кассового чека с признаком "приход" - в зависимости от используемой версии формата фискальных документов) организации необходимо через кабинет ККТ вместе с вышеуказанными чеками направить сведения и документы, достаточные для установления каждого события административного правонарушения, т.е. идентификации каждого конкретного расчета.
Отметим, что налоговый орган в письме не указывает, что принимается под такими "сведениями и документами". Законодательство о применении ККТ не содержит указаний, какими еще документами, помимо чека коррекции, необходимо оформлять операцию по исправлению ошибки, допущенной при применении ККТ (выдаче кассового чека с неверными реквизитами).
В то же время, исходя из перечня дополнительных реквизитов фискальных документов (далее - Дополнительные реквизиты), утв. Приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@, полагаем, что таким документом является оправдательный документ, упоминаемый в п. 5 Дополнительных реквизитов.
Согласно п. 5 Дополнительных реквизитов и п. 36 Форматов при выявлении ошибки в кассовом чеке необходимо оформить оправдательный документ*(4), например, в виде справки, составляемой сотрудником, ответственным за ведение и оформление кассовых операций (главным кассиром, и т.п.). Данная справка будет служить документом - основанием для проведения коррекции кассиром-операционистом или иным должностным лицом, в обязанности которого входит оформление чека коррекции.
Организация может разработать собственную форму такой справки, содержащей все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом номер и дата такой справки указываются в чеке коррекции.
На основании указанного оправдательного документа формируется чек коррекции, в котором указываются кратко причина коррекции, номер и дата справки (п. 5 Дополнительных реквизитов).
Отметим, что контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении ККТ осуществляются налоговыми органами (ч. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ). В связи с чем по вопросу порядка исправления ошибок, допущенных при применении ККТ, целесообразно обратиться также в налоговый орган (письма Минфина России от 27.01.2017 N 03-01-11/4154, от 01.03.2017 N 03-01-15/11618).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В чеке обязательно указывается наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС).
*(2) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ.
Отметим, что привлечь к ответственности за несоблюдение требований к ККТ в силу ст. 4.5 КоАП РФ налоговые органы могут не позднее 1 года с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений, по которым срок давности исчисляется с момента их выявления). При этом срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не должен истечь на момент вынесения постановления о привлечении к ответственности.
*(3) Специалисты операторов фискальных данных рекомендуют перед оформлением чека "возврат прихода" в случае недостаточности в ККТ денежных средств оформлять техническую операцию "внесение денежных средств", которая не является фискальной. Обращаем внимание, что организации необходимо получить информацию у ОФД, с которым у нее заключен договор, о необходимости и порядке проведения такой операции.
*(4) Пунктом 5 Дополнительных реквизитов установлены, в том числе, такие реквизиты чека коррекции, как:
- тип коррекции (принимает значения "0" - самостоятельно, "1" - по предписанию налогового органа);
- основание для коррекции (указывается краткое описание коррекции, номер и дата документа - основания коррекции).
Примечания к ним указаны в п.п. 8, 9 и 36 Форматов.