Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение После окончания строительства на стройплощадке остались металлические элементы (трубы, уголки и т.п.), непригодные для дальнейшего использования и оприходованные в качестве лома. Можно ли организации (общая система налогообложения) продать этот лом физическому лицу, или лом можно сдать только специализированной организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности? Может ли организация реализовать физическому лицу (организация и физическое лицо не являются взаимозависимыми) по цене ниже рыночной, то есть ниже цены, по которой лом принят к учету (предполагается, что физическое лицо приобретает лом для собственных нужд)? Обязана ли организация исчислить НДС?

После окончания строительства на стройплощадке остались металлические элементы (трубы, уголки и т.п.), непригодные для дальнейшего использования и оприходованные в качестве лома.
Можно ли организации (общая система налогообложения) продать этот лом физическому лицу, или лом можно сдать только специализированной организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности?
Может ли организация реализовать физическому лицу (организация и физическое лицо не являются взаимозависимыми) по цене ниже рыночной, то есть ниже цены, по которой лом принят к учету (предполагается, что физическое лицо приобретает лом для собственных нужд)?
Обязана ли организация исчислить НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации организация вправе реализовать лом физическому лицу по цене, не соответствующей рыночной.
При этом в данном случае при реализации лома организация обязана исчислить НДС.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые аспекты

В силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) подлежит лицензированию деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 (далее - Положение).
В соответствии с п. 4 Положения:
- заготовка - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации;
- хранение - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации;
- переработка - процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;
- реализация - отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
При этом нормы Положения не распространяются на реализацию лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
Лом цветных и (или) черных металлов может образоваться у предприятий как побочный результат производства или, например, при демонтаже оборудования, капитальных вложений и т.п. Налоговые органы разъясняют, что получение лицензии не требуется для реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося у налогоплательщиков в процессе собственного производства, не осуществляющих заготовку (закупку) лома цветных и черных металлов у других лиц, а также для оптовой реализации лома черных металлов лицами, не осуществляющими хранение лома черных металлов, его переработку, передачу на хранение и (или) переработку третьим лицам (смотрите письма ФНС России от 16.08.2006 N 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 19-11/35889).
Следовательно, для реализации лома, возникшего у организации в результате ее производственной деятельности, лицензия не нужна.
Также из приведенных норм, на наш взгляд, следует, что Закон N 99-ФЗ и Положение рассматривают лицензируемый вид деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома соответствующих металлов как комплекс взаимосвязанных действий, составляющий либо заготовку, хранение и реализацию лома, либо его заготовку, хранение, переработку и реализацию. Заготовку лома как вид работ, входящий в лицензируемый вид деятельности, с нашей точки зрения, следует рассматривать во взаимосвязи с последующей переработкой и реализацией либо только реализацией. В любом случае завершающим этапом действий, составляющих лицензируемый вид деятельности, является реализация именно лома (в первичном виде либо переработанного способами, перечисленными в Положении).
Поэтому считаем, что физическое лицо, приобретая лом у организации для нужд, не предполагающих дальнейшую переработку и реализацию, не обязано иметь лицензию.
Кроме того, организация при реализации лома, по нашему мнению, не обязана проверять наличие лицензии у покупателя.

НДС

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ (далее - Закон N 335-ФЗ) признан утратившим силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, на основании которого освобождалась от обложения НДС реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов. Также указанным федеральным законом ст. 161 НК РФ ("Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами") дополнена пунктом 8.
Это значит, что с 2018 года реализация металлолома стала облагаемой НДС операцией. Следовательно, суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров, используемых для осуществления операций по реализации металлолома, принимаются к вычету (возвращаются (зачитываются) у налогоплательщиков, реализующих лом и отходы черных и цветных металлов, в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171, 172 и 176 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 15.03.2018 N 03-07-11/16132, от 22.02.2018 N 03-07-11/11172, от 24.01.2018 N 03-07-11/3558).
В соответствии с абзацем первым п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации на территории РФ налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) в том числе лома и отходов черных и цветных металлов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога (смотрите письмо ФНС России от 16.01.2018 N СД-4-3/480@).
Согласно п. 1 ст. 105.3 НК РФ для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
В случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Смотрите также письма Минфина России от 18.10.2016 N 03-12-11/1/60594, от 11.11.2015 N 03-07-11/64840, от 09.11.2015 N 03-07-11/64260, от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15669, от 10.03.2015 N 03-03-06/1/12303, от 23.01.2015 N 03-01-18/1989, п. 2 письма ФНС России от 16.06.2015 N ЕД-2-13/710@ и др.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что любая цена, указанная в договоре, заключенном с лицом, не признаваемым взаимозависимым в целях НК РФ, является рыночной.
Следовательно, между сторонами, которые не являются взаимозависимыми (как в данной ситуации), условиями договора может быть предусмотрена цена ниже рыночной, в том числе ниже той, по которой лом был принят к учету.
При этом исходя из совокупности норм п. 8 ст. 161 и п. 1 ст. 105.3 НК РФ следует, что при реализации лома лицу, не являющему взаимозависимым с организацией, налоговая база определяется из цены, указанной в договоре с учетом НДС.
Согласно абзацу пятому п. 8 ст. 161 НК РФ налоговая база, указанная в абзаце первом п. 8 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом п. 8 ст. 161 НК РФ, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
Таким образом, покупатели - физические лица (не являющиеся ИП), не признаются налоговыми агентами.
При реализации товаров, указанных в абзаце первом п. 8 ст. 161 НК РФ, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)" (абзац шестой п. 8 ст. 161 НК РФ).
Таким образом, покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются налоговыми агентами в соответствии с п. 8 ст. 161 НК РФ только в случае покупки лома и отходов черных и цветных металлов у лиц, являющихся налогоплательщиками.
В данной ситуации лом реализуется физическому лицу. При этом организация-продавец является плательщиком НДС.
Следовательно, в вашем случае обязанность по исчислению НДС при реализации лома лежит на продавце - плательщике НДС (п. 1 письма ФНС России от 19.04.2018 N СД-4-3/7484@).
При этом налоговой базой будет считаться стоимость реализуемого лома, указанная в договоре, так как, как мы уже отметили выше, цена, указанная в договоре, заключенном между лицами, не являющимися взаимозависимыми, признается рыночной в целях налогообложения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС покупателями лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия, сырых шкур животных с 1 января 2018 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

26 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.