Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Общественная социально-ориентированная организация, участвовавшая в проведении XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, занимается развитием массового спорта инвалидов. Имеет в собственности нежилое помещение. Применяет УСН (с налоговой ставкой 6%). В 2015 году организация получила уведомление от налогового органа о том, что организация не является налогоплательщиком налога на имущество с 01.01.2015. В 2018 году налоговый орган прислал требование о представлении декларации и уплате налога на имущество за 2015-2018 годы. Оснований для применения организацией льгот, установленных в п. 3 ст. 381 НК РФ, не имеется. Организация также не относится к автономным, бюджетным и казенным учреждениям г. Москвы. Правомерно ли требование налогового органа?

Общественная социально-ориентированная организация, участвовавшая в проведении XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, занимается развитием массового спорта инвалидов. Имеет в собственности нежилое помещение. Применяет УСН (с налоговой ставкой 6%). В 2015 году организация получила уведомление от налогового органа о том, что организация не является налогоплательщиком налога на имущество с 01.01.2015. В 2018 году налоговый орган прислал требование о представлении декларации и уплате налога на имущество за 2015-2018 годы.
Оснований для применения организацией льгот, установленных в п. 3 ст. 381 НК РФ, не имеется. Организация также не относится к автономным, бюджетным и казенным учреждениям г. Москвы.
Правомерно ли требование налогового органа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В период с 01.01.2015 по 31.12.2016 Ваша организация не признавалась плательщиком налога на имущество на основании п. 1.1 ст. 373 НК РФ, как организация, участвовавшая в проведении XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.
Начиная с 01.01.2017 организация признается плательщиком налога на имущество на общих основаниях в отношении недвижимого имущества, облагаемого по кадастровой стоимости. Каких-либо особенностей для уплаты налога на имущество для организации на том основании, что она является некоммерческой организаций, в законодательстве не установлено. Если оснований для применения организацией норм п. 3 ст. 381 НК РФ не имеется, то в период с 01.01.2017 льготы по налогу на имущество применительно к рассматриваемому случаю в НК РФ не установлены. В Законе г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговые льготы для данного случая также не предусмотрены.
У организации, не являющейся плательщиком налога на имущество, отсутствовала обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) по налогу на имущество за 2015-2016 гг. Начиная с 2017 года у организации возникла обязанность представить налоговые декларации (расчеты) в отношении находящего в собственности недвижимого имущества.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Не признается объектом налогообложения имущество, перечисленное в п. 4 ст. 374 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
Таким образом, каких-либо особенностей для признания организации плательщиком налога на имущество только на том основании, что она является некоммерческой, в законодательстве не установлено.
В то же время нужно иметь в виду, что до 01.01.2017 на основании п. 1.1 ст. 373 НК РФ (положение относится к правоотношениям, возникшим с 01.01.2010) не признавались налогоплательщиками налога на имущество организации, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
С 01.01.2017 п. 1.1 ст. 373 НК РФ не применяется (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).
Перечень организаций и видов имущества, освобожденных от налогообложения налогом на имущество организаций, определен в ст. 381 НК РФ. В данной норме НК РФ термин "льгота" прямо используется в отношении освобождаемых от налогообложения видов имущества, принадлежащего определенным категориям организаций. Кроме того, НК РФ предусматривает иные варианты преференций - снижения платежей по налогу на имущество организаций как для отдельных категорий лиц, так и для некоторых видов объектов.
Например, в ст. 381 НК РФ поименованы налоговые льготы в отношении организаций, имущество которых освобождено от налогообложения в зависимости от его назначения, в частности:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п. 3 ст. 381 НК РФ);
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в п. 3 ст. 381 НК РФ общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг) (п. 3 ст. 381 НК РФ). Смотрите также письма Минфина России от 21.11.2011 N 03-02-07/1-399, ФНС России от 15.10.2008 N ШТ-6-2/734@;
- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные в п. 3 ст. 381 НК РФ общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (п. 3 ст. 381 НК РФ). Смотрите также письма Минфина России от 18.09.2009 N 03-05-04-02/72, от 22.02.2011 N 03-05-04-01/03.
Если оснований для применения организацией п. 3 ст. 381 НК РФ не имеется, тогда в период с 01.01.2017 льготы по налогу на имущество применительно к рассматриваемому случаю в НК РФ не установлены.
Помимо установленных ст. 381 НК РФ льгот законами субъектов РФ при установлении налога на своей территории могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 3 ст. 56 и п. 2 ст. 372 НК РФ). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе устанавливать на соответствующей территории дополнительные налоговые льготы по налогу отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере, отличные от установленных ст. 381 НК РФ льгот. Смотрите также письма Минфина России от 02.02.2012 N 03-03-05/6, от 31.01.2012 N 03-05-06-01/03, от 14.05.2010 N 03-05-04-01/29 и др., постановления ФАС Поволжского округа от 01.03.2007 N А65-18687/2006, от 07.07.2006 N А65-16627/05-СА2-22
В соответствии с Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" освобождаются от уплаты налога на имущество (далее - Закон N 64), в частности:
- организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. Данная льгота не распространяется на организации, занимающиеся реализацией брокерских и иных посреднических услуг, производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов. При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (пп. 7 п. 1 ст. 4 Закона N 64);
- общественные организации инвалидов, зарегистрированные в установленном порядке, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности (пп. 14 п. 1 ст. 4 Закона N 64).
До 01.01.2018 освобождались от уплаты налога автономные, бюджетные и казенные учреждения г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве (пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона N 64, утратил силу с 01.01.2018 в соответствии с Законом г. Москвы от 29.11.2017 N 45).
Кроме того, нужно иметь в виду, что статьей 4.1 Закона N 64 установлены налоговые льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Например, в соответствии с п. 1 ст. 4.1 Закона N 64 налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:
1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в пунктах 1 и 2 статьи 4.1, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. рублей.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Федеральным законом, за исключением п. 1 ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона (в редакции, действующей в 2017 - пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4).
Если оснований для применения организацией пп.пп. 1, 7, 14 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 4.1 Закона N 64 в 2017 году не имелось, тогда применительно к рассматриваемому случаю можно считать, что льготы по налогу на имущество в Законе N 64 для организации не предусмотрены.
Также нужно иметь в виду, что не уплачивают налог на имущество организации, применяющие специальные налоговые режимы, в частности, на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ освобождаются от уплаты налога на имущество организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. При этом согласно указанной норме плательщики на УСН уплачивают налог на имущество организаций с недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости согласно ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Обязанность представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций по истечении каждого отчетного и налогового периода предусмотрена п. 1 ст. 386 НК РФ. Организация не признается налогоплательщиком, у нее не возникает обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на имущество организаций только при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (письмо Минфина России от 17.04.2012 N 03-02-08/41, письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128).
Исходя из изложенного, в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 Ваша организация не признавалась плательщиком налога на имущество на основании п. 1.1 ст. 373 НК РФ, как организация, участвовавшая в проведении XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Начиная с 01.01.2017 организация признается плательщиком налога на имущество на общих основаниях в отношении недвижимого имущества, облагаемого по кадастровой стоимости. У организации, не являющейся плательщиком налога на имущество, отсутствовала обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) по налогу на имущество за 2015-2016 гг. Однако начиная с 2017 года у организации возникла обязанность представить налоговые декларации (расчеты) в отношении находящего в собственности недвижимого имущества.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Объект обложения налогом на имущество организаций;
- Энциклопедия решений. Плательщики налога на имущество организаций;
- Энциклопедия решений. Налоговые преференции по налогу на имущество организаций (налоговые льготы, освобождение и пр.);
- Энциклопедия решений. Льготы по налогу на имущество организаций;
- Энциклопедия решений. Организации, имущество которых освобождено от обложения налогом на имущество;
- Энциклопедия решений. Организации, имущество которых освобождено от налогообложения налогом на имущество в зависимости от его назначения;
- Энциклопедия решений. Имущество, не облагаемое налогом у всех категорий налогоплательщиков (по ст. 381 НК РФ);
- Энциклопедия решений. Льготы по налогу на имущество в отношении определенного имущества, действующие в течение ограниченного времени;
- Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций, налоговая база по которому рассчитывается из кадастровой стоимости;

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

6 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.