Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Автомобиль, принадлежащий организации (общая система налогообложения), попал в дорожно-транспортное происшествие. Стоимость ремонта составила 350 000 руб. ГИБДД на место аварии не вызывалось, видеорегистратора в автомобиле нет. Можно ли принять расходы для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль?

Автомобиль, принадлежащий организации (общая система налогообложения), попал в дорожно-транспортное происшествие. Стоимость ремонта составила 350 000 руб. ГИБДД на место аварии не вызывалось, видеорегистратора в автомобиле нет. Можно ли принять расходы для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы на ремонт (восстановление) автомобиля могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в размере фактических затрат при наличии акта об аварийном повреждении транспортного средства, протокола осмотра технического состояния автомобиля, подтверждающих факт и характер причиненных транспортному средству повреждений, а также надлежащего документального подтверждения фактически понесенных расходов на восстановительный ремонт автомобиля.

Обоснование позиции:

Гражданско-правовые аспекты

Согласно ст. 210, 211 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск его случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 2.6.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:
- оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
- оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
- не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии - если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.
Таким образом, в случае, если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия, обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий, участники ДТП вправе не оформлять документы, подтверждающие факт аварии (копия протокола ДТП, справка ГИБДД о ДТП со сведениями об участниках ДТП, протокол осмотра технического состояния автомобиля и др.).

Налоговый учет

Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
В силу пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
При этом расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ). В составе прочих расходов могут быть учтены и произведенные налогоплательщиком расходы на ремонт основных средств, которые признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п.п. 1 ст. 260, п.п. 1, 5 ст. 272 НК РФ)*(1). Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств установлен в ст. 324 НК РФ.
О том, что затраты на ремонт автомобиля, являющегося собственностью организации, могут быть рассмотрены как расходы, уменьшающие налоговую базу указывалось в письме ФНС РФ по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25344.
Отметим, что каких-либо условий для принятия к учету расходов на ремонт ОС НК РФ не установлено. Очевидно, что общими критериями отнесения затрат, произведенных организацией, в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, является их обоснованность (затраты должны быть экономически оправданы), документальное подтверждение, их произведение для деятельности, направленной на получения дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
НК РФ не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718). НК РФ также не содержит каких-либо иных ограничений по включению затрат на ремонт ОС в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем в письме УМНС по г. Москве от 10.01.2003 N 26-12/02226 указывалось, что, если работы по ремонту автомобиля, принадлежащего организации, связаны не с систематическим и своевременным предохранением данного объекта основных средств от преждевременного износа, восстановления качеств и свойств, утраченных в процессе эксплуатации, а вызваны вредом, причиненным в результате аварии (дорожно-транспортного происшествия), виновник которой установлен, включение расходов на ремонт с целью уменьшения налогооблагаемой базы возможно только в части расходов, покрываемых за счет сумм возмещения.
Но арбитражная практика говорит об обратном (постановления ФАС Уральского округа от 31.07.2007 N Ф09-6029/07 по делу N А60-34329/2006, 08.10.2007 N Ф09-8132/07-С2, от 07.03.2007 N Ф09-1374/07-С3, ФАС Центрального округа от 09.04.2007 N А62-2005/06, ФАС Поволжского округа от 15.04.2008 N А12-11721/07, Пятнадцатого ААС от 13.03.2009 N 15АП-6888/2008, Семнадцатого ААС от 26.06.2008 N 17АП-3880/08 и от 06.09.2007 N 17АП-5930/07, Восемнадцатого ААС от 27.03.2008 N 18АП-406/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 05.12.2005 по делу N А28-7376/2005-335/21, п. 2 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением главы 25 НК РФ (налог на прибыль организаций), одобренного Президиумом ФАС Уральского округа).
Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 08.10.2007 N Ф09-8132/07-С2 говорится, что общество отнесло на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, затраты по ремонту основного средства (автомобиля), используемого в производственной деятельности, и поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия. Суд указал, что каких-либо ограничений по включению в состав налоговой базы расходов на ремонт основных средств в зависимости от причин, повлекших ремонт, данная правовая норма не содержит. Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что общество правомерно учло указанные расходы при исчислении налога на прибыль.
В постановлении постановления ФАС Уральского округа от 31.07.2007 N Ф09-6029/07-С3 по делу N А60-34329/06 также было указано, что каких-либо ограничений по включению в состав налоговой базы расходов на ремонт основных средств в зависимости от вида имущества, причин, повлекших ремонт, или правового положения лица, его осуществившего, данная правовая норма не содержит.
В постановлении Пятнадцатого ААС от 13.03.2009 N 15АП-6888/2008 отмечается следующее: довод инспекции о правомерности включении в расходы затрат по возмещению ущерба только при условии реализации обществом права обратного требования (регресса) к водителю - виновнику дорожно-транспортного происшествия не соответствует законодательству. Соблюдение названного условия не предусмотрено в статье 260 НК РФ в качестве основания для включения в состав расходов затрат на ремонт автомобиля.
В постановлении Семнадцатого ААС от 06.09.2007 N 17АП-5930/07 указано, что доказательства несоблюдения обществом условий, предусмотренных ст. 252 НК РФ в материалах дела отсутствуют и налоговым органом не представлены как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции. То обстоятельство, что с виновных в ДТП лиц (работников предприятия) не были взысканы соответствующие суммы в рамках трудовых отношений, не свидетельствует о необоснованном характере самих расходов. Налоговый орган не опроверг необходимость проведения автоэкспертизы и осуществления ремонта машин.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2007 N А56-20533/2006 было отмечено, что не компенсированные страховой компанией затраты на ремонт автомашины общество правомерно включило в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. В данном случае суд указал, что к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком, в частности потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Таким образом, НК РФ не содержит оговорок, устанавливающих связь признания расходов на ремонт объекта ОС, в частности, автомобиля, с наличием специального источника покрытия таких расходов, например, страхового возмещения или компенсационных выплат виновного лица. С учетом изложенного выше считаем, что затраты на ремонт автомобиля будут подтверждены, если задокументирован факт необходимости осуществления ремонта ОС, используемого организацией в деятельности, направленной на получение дохода.
В целях документального подтверждения понесенных затрат с учетом обстоятельств, изложенных в вопросе (при отсутствии иных документов, подтверждающих факт аварии), по нашему мнению, могут быть использованы следующие документы:
- дефектная ведомость;
- акт об аварийном повреждении транспортного средства (смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2012 N Ф07-7536/12 по делу N А42-790/2012);
- протокол осмотра технического состояния автомобиля (результаты независимой оценки), фотоотчеты повреждений, калькуляция для восстановления автомобиля, составленная независимым экспертом либо специализированной организацией, осуществляющей дальнейшее восстановление (ремонт) транспортного средства и др.
В качестве подтверждения расходов на ремонт (восстановление) автомобиля могут быть оформлены акты выполненных работ, товарные накладные на приобретенные запчасти, чеки, квитанции и иные платежные документы и т.д.
В отсутствие же подтверждения факта и характера причиненных транспортному средству повреждений, имеется риск того, что налоговые органы посчитают необоснованным отнесение затрат на ремонт автомобиля в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Например, в постановлении Девятого ААС от 12.02.2007 N 09АП-210/2007, где рассматривалась ситуация, когда факт произошедшего ДТП сотрудниками ГИБДД не был зафиксирован, а страховой случай не был оформлен, расходы на ремонт застрахованного легкового автомобиля в связи с дорожно-транспортным происшествием, произошедшим по вине водителя, были признаны судом необоснованно отнесенными на расходы, уменьшающие доходы.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что расходы на ремонт (восстановление) автомобиля могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в размере фактических затрат при соблюдении критериев ст. 252 НК РФ, в том числе при наличии надлежащего документального подтверждения фактически понесенных расходов на восстановительный ремонт автомобиля, а также факта и характера причиненных транспортному средству повреждений (на основании акта об аварийном повреждении транспортного средства, протокола осмотра технического состояния автомобиля и пр.).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

14 марта 2018 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если организация создает резерв на ремонт ОС для целей налогообложения прибыли в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ, расходы на ремонт списываются за счет резерва.