Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение В 2017 году организация заключила договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Заказчик является региональным оператором капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД), ремонт финансировался за счет средств фонда капитального ремонта. Подрядчик также является управляющей организацией в МКД, в котором проводился капитальный ремонт общего имущества. Ремонт осуществлялся собственными силами подрядчика. Работы оплачены в полном объеме. Счет-фактура за выполненные работы не выписывался и заказчику не предъявлялся. Нужно ли подрядчику (является плательщиком НДС) платить НДС с данной суммы?

В 2017 году организация заключила договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Заказчик является региональным оператором капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД), ремонт финансировался за счет средств фонда капитального ремонта. Подрядчик также является управляющей организацией в МКД, в котором проводился капитальный ремонт общего имущества. Ремонт осуществлялся собственными силами подрядчика.
Работы оплачены в полном объеме. Счет-фактура за выполненные работы не выписывался и заказчику не предъявлялся.
Нужно ли подрядчику (является плательщиком НДС) платить НДС с данной суммы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации у организации-подрядчика (управляющей организации) возникает обязанность по уплате НДС.

Обоснование вывода:
Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях налогообложения НДС реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ).
Таким образом, операции по передаче результатов выполненных работ одним лицом для другого лица на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС (за рядом исключений, не актуальных для рассматриваемого случая).
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен ст. 149 НК РФ.
Так, на основании пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по:
- реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);
- реализации работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ), а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных ЖК РФ.
По договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и пользующимся помещениями в МКД лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
В договоре управления МКД должны быть указаны, в частности, перечень работ и (или) услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД обязан, в частности:
- привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ);
- осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным МКД, и представителей собственников помещений в МКД (п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, представленным, например, в письмах Минфина России от 29.08.2014 N 03-07-04/43422, от 06.08.2014 N 03-07-14/38841, от 21.07.2014 N 03-07-07/35576, от 05.03.2013 N 03-07-14/6462, от 21.11.2011 N 03-07-14/112 (смотрите также постановления АС Уральского округа от 16.06.2017 N Ф09-3054/17 по делу N А60-15053/2016, от 07.06.2017 N Ф09-2847/17 по делу N А50-14786/2016, Двадцатого ААС от 28.08.2017 N 20АП-4237/17):
- от налогообложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);
- работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, реализуемые управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения НДС не освобождены;
- НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, работ (услуг) по управлению МКД и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.
В рассматриваемой ситуации ремонт общего имущества в МКД был выполнен управляющей организацией не в рамках договора управления МКД, а в рамках договора, заключенного с региональным оператором.
Освобождение от налогообложения НДС ремонтных работ, выполняемых управляющей организацией в качестве подрядчика по договору на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, заключенному с региональным оператором, НК РФ не предусмотрено. Соответственно, нет оснований считать, что операции по реализации рассматриваемых работ не подлежат налогообложению НДС.
С учетом изложенного считаем, что в рассматриваемой ситуации у организации-подрядчика (управляющей организации) возникает обязанность по уплате НДС.
Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, если иное не предусмотрено пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
То обстоятельство, что счет-фактура не составлялся и не выставлялся фонду, не влияет на возникновение у организации-подрядчика (управляющей организации) обязанности по уплате НДС (смотрите также п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

12 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.