Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Предприятие (ООО, общая система налогообложения) планирует приобрести легковой автомобиль в лизинг. Рассматриваются три варианта использования данного автомобиля: в служебных целях, в личных целях, в служебных и личных целях. Автомобиль будет использоваться директором и заместителем директора. Можно ли признать в расходах лизинговые платежи в зависимости от характера использования автомобиля (по работе, в личных целях, смешанно)? Каковы налоговые последствия для организации в случае, если сотрудники будут нести за свой счет расходы на ГСМ без последующей компенсации?

Предприятие (ООО, общая система налогообложения) планирует приобрести легковой автомобиль в лизинг. Рассматриваются три варианта использования данного автомобиля: в служебных целях, в личных целях, в служебных и личных целях.
Автомобиль будет использоваться директором и заместителем директора.
Можно ли признать в расходах лизинговые платежи в зависимости от характера использования автомобиля (по работе, в личных целях, смешанно)? Каковы налоговые последствия для организации в случае, если сотрудники будут нести за свой счет расходы на ГСМ без последующей компенсации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае использования сотрудниками автомобиля в личных целях признание в расходах лизинговых платежей может привести к налоговым спорам.
Стоимость ГСМ, приобретенных сотрудниками за свой счет, может рассматриваться как внереализационный доход организации в случае использования автомобиля в производственной деятельности.

Обоснование вывода:
В силу прямой нормы пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются в том числе лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество.
Из буквального прочтения данной нормы не следует, что возможность признания расходов в виде лизинговых платежей поставлена в зависимость от характера использования имущества.
Вместе с тем, по общему правилу данные расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если они соответствуют критериям, перечисленным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть если расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.
Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 49 ст. 270 НК РФ).
Из определений КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П следует, что расходы признаются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат.
При использовании автомобиля в личных целях руководством организации, транспортное средство в деятельности компании, направленной на получение дохода, не используется. В этой связи можно сделать вывод, что если организация не получает плату за использование своего имущества, то ее расходы в виде лизинговых платежей обоснованными не являются.
В пользу такого мнения свидетельствуют, в частности, письма Минфина России от 03.05.2012 N 03-03-06/1/220, от 22.12.2011 N 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649. И хотя в них делаются выводы в отношении арендных платежей, мы считаем, что их логику возможно применять и в анализируемой ситуации.
Учитывая изложенное, считаем, что в случае использования автомобиля руководством организации исключительно в личных целях признание в расходах лизинговых платежей несет существенные налоговые риски.
Арбитражной практикой применительно к вашему случаю мы не располагаем. В то же время, например, в постановлениях АС Центрального округа от 10.02.2016 N Ф10-47/16, ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N Ф02-1573/12 судьи посчитали обоснованным учет в целях налогообложения прибыли лизинговых платежей по имуществу, временно простаивающему и не используемому в производственном процессе.
Однако, например, в постановлении АС Поволжского округа от 02.10.2017 N Ф06-24152/17 по делу N А57-16026/2016 судьи, принимая во внимание, что автомобиль используется руководителем организации в личных целях, а не в основной деятельности организации, пришли к выводу о неправомерности вычета НДС, предъявленного лизингодателем.
Если организация примет решение минимизировать свои налоговые риски, то в ситуации, когда автомобили будут использоваться как в рабочих поездках, так и в личных целях, у организации возникнет необходимость выделения доли не принимаемых в целях налогообложения расходов. Методику раздельного учета (пропорционально времени, пробегу и т.п.) организации следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.
При использовании автомобиля в служебных целях организации требуется документально подтвердить данный факт.
По нашему мнению, таким документами могут быть оформленные путевые листы (даже если организация не намерена списывать ГСМ в расходы), должностная инструкция работника (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с поездками).
При этом путевые листы не только подтверждают расходы на ГСМ, но и в целом свидетельствуют об экономической обоснованности и производственной направленности затрат, связанных с использованием автотранспорта. Организации, не относящиеся к транспортным, могут разработать форму путевого листа самостоятельно с учетом требований приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152), в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и оформлять его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Приказа N 152, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).
В этих целях, по мнению контролирующих органов (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 13.04.2007 N 20-12/035154), а также ряда судей (смотрите, например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 05.08.2017 N 02АП-3222/17, АС Поволжского округа от 15.06.2016 N Ф06-9555/16, АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15), путевой лист в обязательном порядке должен содержать информацию о маршруте следования автомобиля.
В случае принятия решения о том, что работники, пользующиеся лизинговым автомобилем, будут за свой счет нести расходы на ГСМ, необходимо учитывать следующее.
В силу п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, в том числе, в виде безвозмездно полученного имущества.
Доход в виде безвозмездно полученного имущества признается на дату получения такого имущества (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Принимая во внимание данные нормы, можно сделать вывод, что когда к Вашей организации перейдет право собственности на бензин в баке автомобиля, то в этот момент образуется внереализационный доход в размере рыночной цены бензина.
Полагаем, что налоговыми органами в доход может быть включен весь объем ГСМ, приобретенный работниками. В этом случае организации будет необходимо доказать, что часть времени автомобиль использовался работниками в личных целях.
Разъяснениями уполномоченных органов применительно к данной ситуации мы не располагаем.
Косвенно вероятность претензий налоговиков подтверждает постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2009 N А12-11621/2008. В нем судьи поддержали позицию налогового органа, включившего стоимость ГСМ, приобретенного обучающимися за свой счет, в налогооблагаемые доходы автошколы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

15 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.