Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение По налогу на прибыль организация учитывает расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) с коэффициентом 1,5. Оценка стоимости добытого полезного ископаемого (далее - ДПИ) определяется организацией самостоятельно исходя из расчетной стоимости ДПИ в связи с отсутствием реализации ДПИ. При этом расчетная стоимость ДПИ определяется самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае применяется тот порядок признания доходов и расходов, который применяется для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Разработки указаны в перечне НИОКР, утвержденном Правительством России, по которым может применяться коэффициент 1,5. Расходы на НИОКР непосредственно связаны с процессом добычи полезных ископаемых. Резерв предстоящих расходов на НИОКР не формируется. Расходы на НИОКР включаются для определения расчетной стоимости ДПИ для налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в размере фактических затрат или с коэффициентом 1,5?

По налогу на прибыль организация учитывает расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) с коэффициентом 1,5.
Оценка стоимости добытого полезного ископаемого (далее - ДПИ) определяется организацией самостоятельно исходя из расчетной стоимости ДПИ в связи с отсутствием реализации ДПИ.
При этом расчетная стоимость ДПИ определяется самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае применяется тот порядок признания доходов и расходов, который применяется для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Разработки указаны в перечне НИОКР, утвержденном Правительством России, по которым может применяться коэффициент 1,5. Расходы на НИОКР непосредственно связаны с процессом добычи полезных ископаемых. Резерв предстоящих расходов на НИОКР не формируется.
Расходы на НИОКР включаются для определения расчетной стоимости ДПИ для налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в размере фактических затрат или с коэффициентом 1,5?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых налогоплательщик может учитывать расходы по НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Обоснование позиции:
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых при расчете налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из способов, перечисленных в п. 1 ст. 340 НК РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки - исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (пп. 3 п. 1, абзац 1, п. 4 ст. 340 НК РФ).
Расчетная стоимость добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. Порядок признания доходов и расходов применяется тот, который налогоплательщик применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абзац 1 п. 4 ст. 340 НК РФ).
Виды расходов, которые могут быть учтены при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, указаны в п. 4 ст. 340 НК РФ. При этом перечень расходов должен удовлетворять такому условию, как связь перечисленных расходов с процессом добычи полезных ископаемых.
Согласно п. 1 ст. 262 НК РФ расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.
Расходы на НИОКР в соответствии с положениями ст. 262 НК РФ включаются в состав прочих расходов (письмо Минфина России от 06.11.2012 N 03-03-06/1/575). При этом налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по Перечню научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 (далее - Перечень), утвержденному постановлением Правительства России от 24.12.2008 N 988, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат, предусмотренных пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК, с применением коэффициента 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ). В этих целях к фактическим затратам на НИОКР относятся затраты, предусмотренные пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ.
В силу пп. 7 п. 4 ст. 340 НК РФ при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Таким образом, расходы по НИОКР, связанные с добычей полезных ископаемых, увеличивают расчетную стоимость добытого полезного ископаемого (смотрите решения Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2009 по делу N А47-7237/2008, Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2011 по делу N А42-4918/2011).
При этом положениями главы 26 НК РФ не установлены какие-либо особенности по учету расходов по НИОКР, указанным в Перечне, расходы по которым учитываются в целях налога на прибыль организаций в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Однако заметим, что налогоплательщики, использующие право на применение коэффициента 1,5 при учете расходов для целей налогообложения, должны представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о выполненных НИОКР (п. 8 ст. 262 НК РФ). При этом налоговый орган вправе назначить экспертизу указанного отчета в целях проверки соответствия выполненных разработок Перечню. Экспертиза может быть проведена государственными академиями наук, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами, национальными исследовательскими центрами или федеральными центрами науки и высоких технологий.
По нашему мнению, учитывая отсутствие в главе 26 НК РФ особого порядка учета расходов по НИОКР, считаем, что к таким расходам должен применяться общий порядок, закрепленный в абзаце 1 п. 4 ст. 340 НК РФ, то есть расходы по НИОКР должны определяться на основании данных налогового учета. Поэтому организация, которая учитывает в соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ в целях налогового учета расходы по НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, вправе при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых учитывать расходы по НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Это косвенно подтверждается письмом Минфина России от 13.02.2012 N 03-11-06/2/23.
Разъяснений официальных органов по порядку учета расходов по НИОКР, в том числе в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, в целях оценки стоимости добытых полезных ископаемых нам обнаружить не удалось. Поэтому в целях минимизации рисков рекомендуем Вам обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов на НИОКР, принимаемых для целей налогообложения с повышающим коэффициентом 1,5.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журавлев Вячеслав

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

24 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.