Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация переходит на УСН. По истечении какого времени можно узнать, перевели организацию на УСН или нет? Будет ли организация являться плательщиком транспортного налога, платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также налога на имущество организаций? Необходимо ли вносить изменения в устав или в какие-то другие документы? Можно ли не выставлять счета-фактуры? Необходимо ли закрепить это в каком-либо документе? Необходимо ли уведомлять покупателей и поставщиков о переходе организации на УСН? Когда суммы НДС, принятые к вычету в период применения организацией общего режима налогообложения, подлежат восстановлению?

Организация переходит на УСН.
По истечении какого времени можно узнать, перевели организацию на УСН или нет?
Будет ли организация являться плательщиком транспортного налога, платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также налога на имущество организаций?
Необходимо ли вносить изменения в устав или в какие-то другие документы? Можно ли не выставлять счета-фактуры? Необходимо ли закрепить это в каком-либо документе? Необходимо ли уведомлять покупателей и поставщиков о переходе организации на УСН? Когда суммы НДС, принятые к вычету в период применения организацией общего режима налогообложения, подлежат восстановлению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Переход на упрощенную систему налогообложения (УСН) имеет уведомительный характер, в связи с чем организация, представившая в налоговый орган соответствующее уведомление, вправе будет применять УСН с 1 января независимо от подтверждения правомерности применении этой системы налогообложения со стороны налогового органа. При необходимости у налогового органа может быть запрошен документ, подтверждающий, что организация применяет УСН.
В период применения УСН организация будет по-прежнему являться плательщиком транспортного налога, платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также налога на имущество организаций в части объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база в соответствии с налоговым законодательством определяется как их кадастровая стоимость.
В связи с переходом на УСН устав юридического лица менять не требуется. Вместе с тем возникает необходимость внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения. Возможно, потребуется также внесение изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета.
За отдельными исключениями, организация, применяющая УСН, не выставляет счета-фактуры. При этом закреплять отсутствие такой обязанности в каком-либо документе не требуется.
Закон не требует уведомлять поставщиков и покупателей о переходе организации на УСН. Однако, если переход состоится после заключения, но до момента исполнения договора, в цене которого выделен НДС, может оказаться целесообразным достичь с контрагентом соглашения об изменении цены договора или об оставлении ее неизменной.
Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету в период применения организацией общего режима налогообложения, подлежат восстановлению в последнем квартале перед переходом на УСН.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН), доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн. рублей. Этот предельный размер доходов 112,5 млн. рублей учитывается за 9 месяцев 2017 года для перехода организации на УСН с 2018 года (письмо Минфина России от 24.01.2017 N 03-11-06/2/3269).
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. С этой целью в налоговый орган может быть представлено уведомление по рекомендуемой форме N 26.2-1 "Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения" (утверждено приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@, далее - Приказ ММВ-7-3/829@).
При этом НК РФ не предусматривает обязанность налогового органа подтверждать факт перехода организации на упрощенную систему налогообложения при получении от нее соответствующего уведомления. Организация вправе направить в налоговый орган запрос о предоставлении письменного подтверждения применения налогоплательщиком этого налогового режима (п.п. 89, 110 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н). Подтверждение предоставляется в виде информационного письма по форме N 26.2-7, утвержденной Приказом ММВ-7-3/829@ (смотрите в связи с этим письма Минфина России от 16.02.2016 N 03-11-11/8396, от 16.05.2011 N 03-11-06/2/75, УФНС России по г. Москве от 18.04.2012 N 20-14/034493@).
Полагаем, что такой запрос целесообразно сделать после 1 января, то есть в период, когда организация уже будет применять УСН.
В связи с этим обратим внимание, что переход на УСН имеет уведомительный характер. Организация вправе применять эту систему налогообложения начиная с 1 января года, следующего за тем, в течение которого она подала уведомление о переходе на УСН, независимо от получения со стороны налогового органа подтверждения того, что эта организация действительно применяет упрощенную систему налогообложения (смотрите также постановление Семнадцатого ААС от 16.10.2015 N 17АП-12910/15).
2. Согласно абзацу первому п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ). Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Абзацем третьим того же пункта предусмотрено, что иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, в связи с применением УСН организация не будет уплачивать (за отдельными исключениями) налог на прибыль организаций, НДС, а также налог на имущество организаций (далее - налог на имущество) в части объектов имущества, по которым налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ). Организация по-прежнему будет являться плательщиком налога на имущество в отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (ст. 378.2 НК РФ). Организация также будет являться плательщиком других налогов, сборов и обязательных платежей, в частности, транспортного налога (ст. 357 НК РФ) и платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 5 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2016 N 03-11-06/2/66315, от 21.08.2007 N 03-11-05/193, от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1, от 17.05.2005 N 03-07-03-04/20, УФНС по Рязанской области от 05.07.2016 N 2.13-39/08369@).
3. Содержание устава юридического лица регламентируется гражданским законодательством, которое не предусматривает отражения в уставе применяемой организацией системы налогообложения (ст. 52 ГК РФ, смотрите также п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Поэтому полагаем, что в связи с переходом на УСН необходимость внесения изменений в устав организации отсутствует. Что касается учетной политики для целей налогообложения, то, поскольку в период применения общего режима налогообложения эта политика предусматривает порядок ведения налогового учета для целей исчисления налога на прибыль организаций (ст. 313 НК РФ), переход на УСН потребует соответствующего изменения учетной политики применительно к порядку определения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Также следует иметь в виду, что если налогоплательщик, применяющий УСН, относится к субъектам малого предпринимательства, то согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности" он может формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Бухгалтерский учет такие организации тоже могут вести по упрощенной форме (смотрите также информацию Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010, письмо Минфина России от 13.03.2013 N 03-11-11/100). Поэтому, возможно, потребуется внесение изменений и в учетную политику для целей бухгалтерского учета.
4. С учетом положения п. 3 ст. 169 НК РФ выставлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав обязан налогоплательщик налога на добавленную стоимость. Поскольку организация, применяющая УСН, таким налогоплательщиком по общему правилу не является, обязанность выставлять счета-фактуры у нее отсутствует.
Вместе с тем, если такая организация все же решит выставить покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, сумма этого налога должна быть уплачена в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ, письма Минфина России от 09.11.2016 N 03-11-11/65552, от 05.10.2015 N 03-07-11/56700, от 24.10.2013 N 03-07-09/44918, от 29.10.2004 N 03-04-11/186, ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@). Кроме того, обязанность уплачивать НДС может возникнуть, если организация в каких-либо отношениях будет исполнять функции налогового агента по НДС. Например, при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ). Смотрите в этой связи письма Минфина России от 24.03.2014 N 03-07-14/12827, УФНС России по г. Москве от 18.09.2007 N 18-11/3/088858@, Энциклопедию решений. Случаи и порядок уплаты НДС неплательщиками и налоговыми агентами.
При этом налоговое законодательство не требует закреплять в каком-либо документе отсутствие у налогоплательщика, применяющего УСН, обязанности выставлять счета-фактуры. Счет-фактура не выставляется в силу самого факта применения организацией этой системы налогообложения (кроме случаев, предусмотренных НК РФ, когда у организации сохраняется обязанность исчислять и уплачивать НДС).
5. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не предусматривают обязанности уведомлять контрагентов (поставщиков, покупателей) о переходе организации с общего режима налогообложения на УСН. Вместе с тем такая обязанность может быть предусмотрена договором (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). Кроме того, нельзя исключить вероятности того, что такой переход повлечет за собой возникновение споров с покупателями (заказчиками) по вопросу о правомерности уплаты в пользу организации суммы НДС, выделенной в цене договора, притом что организация не является налогоплательщиком этого налога. Например, это может коснуться ситуации, когда договор с выделенной в его цене суммой НДС заключен до 1 января (даты перехода организации-продавца на УСН), а реализация товара (работы, услуги) по договору будет иметь место после этой даты. Заметим, что суды при подобных обстоятельствах нередко взыскивают сумму НДС с поставщика (подрядчика и т.д.), применяющего УСН и не выставляющего счета-фактуры, в пользу его контрагента в качестве неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ, постановления АС Поволжского округа от 21.10.2016 N Ф06-14111/16, АС Западно-Сибирского округа от 27.04.2016 N Ф04-1447/16, АС Центрального округа от 31.03.2016 N Ф10-614/16, Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 N 03АП-3194/17, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 N 04АП-2851/15).
В связи с этим представляется целесообразным согласовать с такими контрагентами изменение цены договора в сторону ее уменьшения на сумму НДС или оставление цены неизменной после начала применения организацией УСН.
Разумеется, организация даже в период применения УСН не лишена возможности выставлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. В связи с этим следует отметить, что длительное время контролирующие органы придерживались позиции, согласно которой вычет покупателем суммы НДС, предъявленной продавцом (ст.ст. 171, 172 НК РФ), который применяет УСН, невозможен. Однако позднее правовой подход к этому вопросу изменился. Так, в письме Минфина России от 20.07.2016 N 03-07-09/42413 косвенно подтверждено, что контрагенты продавцов, применяющих УСН и выставивших счета-фактуры, имеют право на вычет НДС. Здесь сказано, что включение нормы п. 5 ст. 173 НК РФ в текст главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ обусловлено необходимостью компенсации сумм НДС, принимаемых покупателями к вычету на основании выставленных счетов-фактур, лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой указанного налога. А в письмах Минфина России от 01.09.2017 N 03-07-07/56368, ФНС России от 18.07.2017 N СД-4-3/13991@ указывается, что налогоплательщик-покупатель оплачивает такие счета-фактуры и, руководствуясь положениями ст.ст. 169, 171 и 172 НК РФ, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
6. В соответствии с абзацем пятым пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ при переходе налогоплательщика НДС на упрощенную систему налогообложения суммы этого налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный режим.
Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).
Таким образом, в связи с переходом на УСН с 01.01.2018 организация обязана будет восстановить ранее принятый к вычету НДС в IV квартале 2017 года (смотрите также письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-11/536). При этом сумма НДС уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке, то есть равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-11/208).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Переход на УСН. Уведомление о переходе на УСН;
- Энциклопедия решений. Учет при переходе на УСН с общего режима налогообложения;
- Энциклопедия решений. Учет НДС при переходе на УСН с общего режима;
- Энциклопедия решений. Условия применения УСН. Ограничения при УСН;
- Энциклопедия решений. Восстановление вычетов НДС по объектам недвижимости при переходе с общего режима налогообложения на УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

16 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.