Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация оказывает услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ, и применяет нулевую ставку НДС на основании пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ. У организации имеется в наличии ксерокопия грузового манифеста с подписью экспедитора (то есть копия изготовлена с документа, на котором уже была проставлена собственноручная подпись экспедитора). Организация располагает оригиналами следующих документов: таможенная декларация, коносамент, поручение на отгрузку. Данные документы оформлены надлежащим образом. Может ли быть отказано в применении ставки НДС 0%, если в манифесте на отгрузку стоит копия подписи экспедитора, но натуральная подпись и печать капитана танкера?

Организация оказывает услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ, и применяет нулевую ставку НДС на основании пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
У организации имеется в наличии ксерокопия грузового манифеста с подписью экспедитора (то есть копия изготовлена с документа, на котором уже была проставлена собственноручная подпись экспедитора).
Организация располагает оригиналами следующих документов: таможенная декларация, коносамент, поручение на отгрузку. Данные документы оформлены надлежащим образом.
Может ли быть отказано в применении ставки НДС 0%, если в манифесте на отгрузку стоит копия подписи экспедитора, но натуральная подпись и печать капитана танкера?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Тот факт, что на копии грузового манифеста отсутствует собственноручная подпись экспедитора, в рассматриваемом случае не может оказывать влияние на право применения организацией ставки НДС 0%, если соблюдаются все условия, предусмотренные пп. 2.2 п. 1 ст. 164, п. 3.2 ст. 165 НК РФ.

Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, в частности, по перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру, налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0%. Заметим, что пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Кроме того, услуги по перевалке нефтепродуктов, накоплению судовых партий, хранению и отгрузке на водный транспорт, оказываемые российской организацией на территориях, не относящихся к территории порта, на основании п. 3 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18% (письмо Минфина России от 22.04.2013 N 03-07-08/13961).
Для применения ставки НДС 0% необходима совокупность предусмотренных пп 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ признаков в заявляемом налогоплательщиком налоговом периоде (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 N 15АП-22117/15).
При этом правомерность применения нулевой ставки НДС при выполнении (оказании) работ (услуг), предусмотренных пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ, подтверждается документами, перечень которых установлен п. 3.2 ст. 165 НК РФ. К таким документам относятся:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика на выполнение (оказание) соответствующих работ (услуг) с лицом, указанным в абзацах 6-8 пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ;
- полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа (если российский таможенный орган регистрирует таможенную декларацию) или таможенного органа государства - члена Таможенного союза (если таможенная декларация регистрируется указанным таможенным органом), осуществившего выпуск товара (нефти, нефтепродуктов), либо документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза);
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (с учетом особенностей, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ).
В свою очередь, в пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ указано, что при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни РФ;
- копия коносамента*(1), морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
Из совокупности норм п. 3.2 ст. 165, пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ следует, что перечень документов, которыми налогоплательщик может подтвердить факта вывоза товаров за пределы территории РФ, носит открытый характер.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами через морские порты такими документами служат, в частности:
- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов;
- копия коносамента.
Например, в постановлении ФАС Московского округа от 28.12.2005 N КА-А40/12736-05-П суд указал, что заявителем в подтверждение вывоза товара морским судном представлены надлежащие по составу и качеству документы: поручение на погрузку с отметкой "погрузка разрешена" и коносамент с отметкой, позволяющей определить порт разгрузки.
Заметим, что такой документ, как грузовой манифест*(1), в п. 3.2 ст. 165 НК РФ не упоминается. Исходя из этого полагаем, что представление данного документа в налоговый орган не является обязательным. Соответственно, отсутствие на копии этого документа собственноручной ("живой") подписи экспедитора не может служить поводом для неприменения ставки НДС 0%.
Так, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 N 15АП-9621/13 судьи обратили внимание, что в п. 3.2 ст. 165 НК РФ указан исчерпывающий пакет документов, который налогоплательщик должен представить налоговому органу для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0% по пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
С учетом изложенного полагаем, что для подтверждения правомерности применения Вашей организацией нулевой ставки НДС при реализации работ (услуг) по перевалке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ, достаточно будет представить в налоговый орган оформленные надлежащим образом:
- контракт (копию контракта);
- полную таможенную декларацию (ее копию);
- копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов;
- копию коносамента.
С нашей точки зрения, тот факт, что на копии грузового манифеста отсутствует собственноручная подпись экспедитора, в рассматриваемом случае не может оказывать влияние на право применения организацией ставки НДС 0%, если соблюдаются все условия, предусмотренные пп. 2.2 п. 1 ст. 164, п. 3.2 ст. 165 НК РФ.
Обращаем Ваше внимание, что в ответе выражено наше экспертное мнение, которое может не совпадать с мнением налогового органа.
В этой связи напомним о праве налогоплательщика получить индивидуальные письменные разъяснения от налогового органа или Минфина России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

К сведению:
В Приложении 8.3 к письму ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660 "О направлении систематизированных материалов по документированию операций по транспортировке товаров" приведен перечень документов, оформляемых при транспортировке товаров на экспорт морским транспортом, порядок их применения и заполнения. Характеристики документов даны с учетом возможностей использования их в ходе налоговой проверки.
Устанавливают требования и регламентируют порядок оформления морскими торговыми портами грузовых перевозочных документов при перевозках грузов в каботаже (межпортовое и прямое смешанное железнодорожно-водное сообщения) и заграничном сообщении Правила оформления грузовых и перевозочных документов РД 31.10.07-89 (утвержденные Минморфлотом СССР 02.01.1990). Они обязательны для пароходств и портов Минморфлота, организаций смежных видов транспорта, отправителей и получателей грузов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

20 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.
Манифест - документ (полное название - грузовой манифест), содержащий перечень коносаментов и предъявляемый таможенным органам, а также агентам и стивидорным компаниям в портах назначения (п. 1 ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.03.2017 N 9966-ХМ/09).
Исходя из международной практики, карго-манифест (грузовой манифест, грузовая ведомость) представляет собой документ, в котором перечисляются все товары, составляющие груз, перевозимый на каком-либо транспортном средстве или транспортной единице, указываются коммерческие данные о товаре, такие как номера транспортных документов (авианакладных), наименование грузоотправителя и грузополучателя, маркировка, число, вес и вид грузовых мест, а также описание и количество товара (письмо Федеральной таможенной службы от 01.09.2008 N 18-12/35679).