Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение С 01.10.2017 внесены изменения в оформление строк 2а и 6а счета-фактуры. Данные в этих строках должны соответствовать данным, отраженным в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Должен ли совпадать размер шрифта при заполнении данных строк в счете-фактуре и в ЕГРЮЛ? Является ли ошибкой такое несовпадение, и необходимо ли в таком случае вносить исправления в счет-фактуру? Каков порядок указания в данных строках сокращенного наименования элементов адреса?

С 01.10.2017 внесены изменения в оформление строк 2а и 6а счета-фактуры. Данные в этих строках должны соответствовать данным, отраженным в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Должен ли совпадать размер шрифта при заполнении данных строк в счете-фактуре и в ЕГРЮЛ?
Является ли ошибкой такое несовпадение, и необходимо ли в таком случае вносить исправления в счет-фактуру?
Каков порядок указания в данных строках сокращенного наименования элементов адреса?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Считаем допустимым заполнение с 01.10.2017 строк 2а и 6а счета-фактуры с применением сокращений адресообразующих элементов согласно Приложению к Правилам сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденным приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н, равно как и несовпадение размера шрифта, использованного при заполнении данных строк счета-фактуры, с размером шрифта, использованного в ЕГРЮЛ (например, "ул. Муромская" вместо "УЛИЦА МУРОМСКАЯ").
Вносить изменения в заполненные таким образом счета-фактуры не потребуется.

Обоснование позиции:
Адрес налогоплательщика и покупателя входит в число обязательных реквизитов счета-фактуры, являющегося основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету (п. 1, пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1 ст. 169 НК РФ).
С 01.10.2017 вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" (далее - Постановление N 1137). В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а "Адрес" и 6а "Адрес" счета-фактуры. Так, на основании пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137 (далее - Правила), с 01.10.2017 по этим строкам в отношении юридических лиц должен быть отражен адрес, указанный в ЕГРЮЛ, в пределах места их нахождения (смотрите также письмо Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65748).
Из буквального толкования приведенных положений логично предположить, что информация об адресе продавца и покупателя указывается в счете-фактуре в строгом соответствии с данными, отраженными в ЕГРЮЛ. Какие-либо допущения или особенности заполнения этого реквизита (включая структуру и порядок отражения элементов адреса) Правилами не установлены.
Часть первая и глава 21 НК РФ не раскрывают содержание понятия "адрес". Для этого следует обратиться к иным отраслям законодательства РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Согласно п. 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 443-ФЗ постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила N 1221) к адресообразующим элементам относятся страна, субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.
Следует учитывать, что приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н во исполнение п. 52 Правил N 1221 утверждены Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов (далее - Правила сокращения), п. 3 которых предусматривает, что при написании наименований адресообразующих элементов на русском языке используются сокращенные наименования республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации, приведенные в Приложении к указанному документу. При этом не сокращаются наименования адресообразующих элементов только в том случае, когда расшифровка такого сокращения приводит к различному пониманию его наименования (п. 5 Правил сокращения).
В этой связи считаем допустимым заполнение с 01.10.2017 строк 2а и 6а счета-фактуры с применением сокращений адресообразующих элементов согласно Приложению к Правилам сокращения (например: город - "г.", улица - "ул.") (смотрите также письмо Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-09/57).
Также, по нашему мнению, не является нарушением порядка заполнения строк 2а и 6а счета-фактуры использование при отражении адреса не только прописных (заглавных) букв (как в ЕГРЮЛ), но и строчных.
Представляется, что даже в случае признания такого порядка заполнения строк 2а и 6а счета-фактуры (с принятым сокращением адресообразующих элементов и использованием строчных букв) ошибочным, даные ошибки на основании абзаца второго п. 2 ст. 169 НК РФ не могут рассматриваться в качестве препятствующих применению налогового вычета, ведь они не препятствуют идентификации продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименования товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога, предъявленной покупателю (дополнительно смотрите письма Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130, от 27.04.2010 N 03-07-09/28). Соответственно, вносить в них изменения посредством выставления новых экземпляров счетов-фактур не потребуется (п. 7 Правил).
Обращаем внимание, что выраженная позиция является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения налоговых органов. Поскольку на сегодняшний день официальные комментарии по рассмотренным вопросам отсутствуют, напоминаем Вам о праве налогоплательщика на обращение за соответствующими письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

10 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.