Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация проводила специальную оценку условий труда (далее - СОУТ) в 2016 и в 2017 годах. В феврале 2017 года по 100 рабочим местам проведена СОУТ. В мае 2017 года 25 из этих рабочих мест были переименованы, поэтому по ним была проведена дополнительная СОУТ. По оставшимся ранее оцененным 75 рабочим местам изменений не было, но в июле 2017 года 20 из них сократили. Сокращенные в июле 2017 года рабочие места не являются вакантными. Кроме того, в 2016 году была проведена СОУТ по 50 рабочим местам, и эту цифру организация отражает в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС на протяжении всего 2017 года. Сколько рабочих мест необходимо будет указывать в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС в 2018 году? Нужно ли будет суммировать данные по этим двум спецоценкам, или в таблице 5 должна быть указана только информация по СОУТ за 2017 год? Как правильно заполнить графу 4 таблицы 5, если в 2017 году СОУТ проводилась несколько раз в связи с изменением условий труда и (или) переименованием некоторых рабочих мест (должностей), при этом некоторые рабочие места, прошедшие спецоценку, позднее были сокращены?

Организация проводила специальную оценку условий труда (далее - СОУТ) в 2016 и в 2017 годах.
В феврале 2017 года по 100 рабочим местам проведена СОУТ. В мае 2017 года 25 из этих рабочих мест были переименованы, поэтому по ним была проведена дополнительная СОУТ. По оставшимся ранее оцененным 75 рабочим местам изменений не было, но в июле 2017 года 20 из них сократили. Сокращенные в июле 2017 года рабочие места не являются вакантными.
Кроме того, в 2016 году была проведена СОУТ по 50 рабочим местам, и эту цифру организация отражает в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС на протяжении всего 2017 года.
Сколько рабочих мест необходимо будет указывать в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС в 2018 году?
Нужно ли будет суммировать данные по этим двум спецоценкам, или в таблице 5 должна быть указана только информация по СОУТ за 2017 год? Как правильно заполнить графу 4 таблицы 5, если в 2017 году СОУТ проводилась несколько раз в связи с изменением условий труда и (или) переименованием некоторых рабочих мест (должностей), при этом некоторые рабочие места, прошедшие спецоценку, позднее были сокращены?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При заполнении таблицы 5 формы 4-ФСС в 2018 году необходимо суммировать данные специальных оценок условий труда, проведенных в 2016 и 2017 годах, с учетом фактического количества рабочих мест по состоянию на 01.01.2018.
При заполнении строки 1 в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС в 2018 году следует указывать данные о фактическом количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, существующих по состоянию на 01.01.2018, т.е. сложить данные результатов специальных оценок условий труда за 2016 и 2017 годы, скорректировав их на количество рабочих мест, которые фактически не существуют по состоянию на 01.01.2018.
В рассматриваемой ситуации количество рабочих, которое будет необходимо указывать по строке 1 в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС, в 2018 году составит 130 рабочих мест.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных п.п. 3-5 и 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч. 3 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, письмо Минтруда России от 02.11.2016 N 15-1/ООГ-3847).
В соответствии с пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведения о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам (п. 12 информационных материалов УФНС России по Тверской области от 30.01.2012 "Существенные изменения в Налоговом Кодексе на 2012 год").
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, утверждаются Правительством РФ (п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
Согласно п. 5 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524, скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователем в таблице 5 "Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года" расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), форма и порядок заполнения которой (далее - Порядок) утверждены приказом ФСС России от 26.09.2016 N 381 (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ).
По строке 1 в графе 3 указываются данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилась или не проводилась специальная оценка условий труда (пп. 14.1 п. 14 Порядка).
По строке 1 в графах 4, 5, 6 должны отражаться данные о количестве рабочих мест, в отношении условий труда на которых проведена специальная оценка условий труда на начало года. Согласно пп. 14.1 п. 14 Порядка по строке 1 в графах 4-6 указываются данные о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда, содержащиеся в отчете о проведении специальной оценки условий труда; в случае, если специальная оценка условий труда страхователем не проводилась, в графах 4-6 проставляется "0".
Таким образом, данные в таблице 5 указываются на 1 января текущего расчетного периода (календарного года - п. 1 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ). Соответственно, таблица 5 формы 4-ФСС за отчетные периоды 2018 года (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год - п. 2 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ) будет заполняться одинаково.
При этом каких-либо особенностей (специальных правил) заполнения формы 4-ФСС для рассматриваемого случая приказом ФСС России от 26.09.2016 N 381 не предусмотрено. Отметим, что из п. 14 Порядка не следует, что при заполнении таблицы 5 формы 4-ФСС в ней должна быть отражены данные о количестве рабочих мест, которые подлежат специальной оценке условий труда (о количестве рабочих месте, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда), только в календарном году, который предшествует непосредственно году предоставления формы 4-ФСС.
На наш взгляд, под количеством рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, следует понимать все рабочие места, фактические существующие на начало года представления формы 4-ФСС, в отношении которых в предыдущие годы была проведена специальная оценка условий труда (не только в году, предшествующему непосредственно году представления формы 4-ФСС).
Подтвердить это можно абзацем третьим п. 14.1 п. 14 Порядка, где сказано, что если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ порядком, не истек, то по строке 1 в графах 4-6 в соответствии со ст. 27 Закона N 426-ФЗ указываются сведения на основании данной аттестации. В свою очередь, п. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ определено, что если до дня вступления его в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (то есть результаты аттестации действуют в общем случае в течение пяти лет) (смотрите, например, письмо Минтруда России от 26.12.2014 N 15-0/10/В-9074). Как мы видим, необходимо включение в таблицу 5 формы 4-ФСС сведений о рабочих местах, на которых аттестация была проведена несколько лет назад. То же самое, как мы полагаем, относится и к проведенной по итогам предыдущих лет СОУТ.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации при заполнении таблицы 5 формы 4-ФСС в 2018 году необходимо суммировать данные специальных оценок условий труда, проведенных в 2016 и 2017 годах, с учетом фактического количества рабочих мест по состоянию на 01.01.2018.
Соответственно, при заполнении строки 1 в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС в 2018 году следует указывать данные о фактическом количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, существующих по состоянию на 01.01.2018, т.е. сложить данные результатов специальных оценок условий труда за 2016 и 2017 годы, скорректировав их на количество рабочих мест, которые фактически не существуют по состоянию на 01.01.2018.
Иными словами, определять количество рабочих мест, подлежащих отражению по строке 1 в графе 4 в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, необходимо следующим образом: 50 рабочих мест (по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в 2016 году) + 100 рабочих мест (по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в феврале 2017 года) + 25 рабочих мест (по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в связи с переименованием рабочих мест) - 25 рабочих мест ("старые" рабочие места, которые существовали до проведения переименования, и фактически не существующие по состоянию на 01.01.2018) - 20 рабочих мест (сокращенные в июле 2017 года и фактически не существующие по состоянию на 01.01.2018).
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации количество рабочих, которое будет необходимо указывать по строке 1 в графе 4 таблицы 5 формы 4-ФСС, в 2018 году составит 130 рабочих мест.
Разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

2 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.