Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Акционерное общество оказывает услуги населению по организации охотничьих туров, спортивной и любительской охоты, размещению в гостиничных номерах. Общество применяет кассовый аппарат при осуществлении денежных расчетов, а также в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" применяет бланки строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов в случае организации охоты на отдаленных участках охотхозяйства. В ноябре 2016 года срок электронной контрольной ленты защищённой (ЭКЛЗ) заканчивается, у обслуживающей организации пока отсутствует программное обеспечение для осуществления модернизации аппарата в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, на приобретение нового кассового аппарата пока денежные средства отсутствуют. В связи с этим общество принимает решение в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ не применять ККМ при условии выдачи бланков строгой отчетности до 1 июля 2018 года. На основании ст. 4.7 данного закона внесены изменения требований к обязательным реквизитам бланка строгой отчетности. Обществом в настоящее время применяются бланки строгой отчетности, разработанные самостоятельно, содержащие необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ. На этих бланках напечатана фраза "Принято наличными денежными средствами". Для осуществления расчетов с применением банковских карт общество планирует заказать в типографии дополнительно бланки строгой отчетности с указанием способа расчета - "Платежной картой". 1. Необходимо ли обществу снять с учета кассовый аппарат, если оно не предполагает его дальнейшее использование? 2. Имеет ли право общество далее применять имеющиеся бланки строгой отчетности, не соответствующие требованиям ст. 4.7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ? 3. При заказе в типографии новых бланков строгой отчетности для осуществления выдачи при расчетах с применением банковских карт необходимо ли уже включать в состав бланка реквизиты, предусмотренные требованиями ст. 4.7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ?

Акционерное общество оказывает услуги населению по организации охотничьих туров, спортивной и любительской охоты, размещению в гостиничных номерах. Общество применяет кассовый аппарат при осуществлении денежных расчетов, а также в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" применяет бланки строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов в случае организации охоты на отдаленных участках охотхозяйства.
В ноябре 2016 года срок электронной контрольной ленты защищённой (ЭКЛЗ) заканчивается, у обслуживающей организации пока отсутствует программное обеспечение для осуществления модернизации аппарата в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, на приобретение нового кассового аппарата пока денежные средства отсутствуют. В связи с этим общество принимает решение в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ не применять ККМ при условии выдачи бланков строгой отчетности до 1 июля 2018 года.
На основании ст. 4.7 данного закона внесены изменения требований к обязательным реквизитам бланка строгой отчетности. Обществом в настоящее время применяются бланки строгой отчетности, разработанные самостоятельно, содержащие необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ. На этих бланках напечатана фраза "Принято наличными денежными средствами".
Для осуществления расчетов с применением банковских карт общество планирует заказать в типографии дополнительно бланки строгой отчетности с указанием способа расчета - "Платежной картой".
1. Необходимо ли обществу снять с учета кассовый аппарат, если оно не предполагает его дальнейшее использование?
2. Имеет ли право общество далее применять имеющиеся бланки строгой отчетности, не соответствующие требованиям ст. 4.7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ?
3. При заказе в типографии новых бланков строгой отчетности для осуществления выдачи при расчетах с применением банковских карт необходимо ли уже включать в состав бланка реквизиты, предусмотренные требованиями ст. 4.7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Общество может добровольно снять с учета ККТ. Обязанность снять с учета немодернизированную ККТ возникнет 01.07.2017.
2. Общество имеет право применять имеющиеся бланки строгой отчетности до 01.07.2018.
3. Последний вопрос действующим законодательством не урегулирован. Полагаем, что общество должно решать этот вопрос самостоятельно, следя за тем, чтобы с 01.07.2018 применялись исключительно бланки строгой отчетности нового образца.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) были внесены существенные изменения. Изменения вступили в силу с 15.07.2016, за исключением положений, для которых ст. 7 Закона N 290-ФЗ предусмотрен специальный порядок введения в действие.
В частности:
- организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ, далее - в старой редакции), до 1 июля 2018 года (п. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);
- если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в старой редакции) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года (п. 9 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);
- организации и индивидуальные предприниматели вправе до 1 февраля 2017 года осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в старой редакции) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в старой редакции) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 1 июля 2017 года (п. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
По нашему мнению, общество сделало преждевременный вывод о невозможности использования действующего кассового аппарата с ноября 2016 года. Разумеется, замена ЭКЛЗ (напомним, что электронная контрольная лента защищенная меняется по мере ее заполнения либо при истечении установленного срока эксплуатации) является поводом для перерегистрации ККТ. Однако, как указано выше, в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ общество имеет право до 01.02.2017 перерегистрировать свою ККТ без модернизации и затем применять ее до 01.07.2017.
Однако, если общество все-таки решит не применять ККМ и полностью перейти на БСО, ему следует учесть следующее.
На основании п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в старой редакции) организации, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО).
Принадлежность вида деятельности к оказываемым населению услугам определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)*(1), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН) (письма Минфина России от 20.09.2013 N 03-01-15/39118, ФНС России от 07.03.2014 N ЕД-4-2/4329@).
Отметим, что в Законе N 54-ФЗ до 2016 года вообще не было понятия "бланк строгой отчетности". Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники был установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Этим же постановлением было утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение). В п. 3 Положения были определены обязательные реквизиты БСО, а в п. 4 Положения установлено, что он должен быть изготовлен типографским способом или с использованием автоматизированных систем. При этом автоматизированные системы к ККТ не относятся и регистрации в налоговых органах не подлежат (письмо ФНС РФ от 24.08.2012 N АС-4-2/14038).
Необходимо иметь в виду, что при выдаче БСО, сформированных без соблюдения требований, предусмотренных Положением, или при отсутствии обязательных реквизитов такая выдача расценивается судами как неприменение БСО (смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А44-1652/2009 и постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.04.2009 N А32-18480/2008-56/286-13АЖ).
В этой связи указание в п. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ о возможности использования до 1 июля 2018 года БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ в старой редакции, мы считаем возможным истолковать как возможность применять до 01.07.2018 БСО, соответствующие требованиям, установленным упомянутым выше Положением.
Нам не удалось обнаружить нормативных документов, говорящих о том, с какого времени следует заказывать в типографии БСО нового образца, соответствующие требованиям ст. 4.7 Закона N 290-ФЗ. Полагаем, что общество должно решать данный вопрос самостоятельно исходя из целесообразности. Необходимо только следить за тем, чтобы с 01.07.2018 применялись исключительно БСО нового образца. Впрочем, в законодательстве нет запрета применять БСО нового образца и раньше этой даты.
Насколько нам известно, снятие ККТ с регистрации осуществляется в добровольном порядке. В соответствии с п. 16 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Постановление N 470), снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляется по заявлению пользователя.
Впрочем, согласно п. 15 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке, без заявления пользователя. Аналогичная возможность предусмотрена в п. 19 Постановления N 470.
Таким образом, общество в период до 01.07.2017 может добровольно снять с регистрации свою ККТ.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет получения наличной денежной выручки через ККТ;
- Энциклопедия решений. Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

3 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст приняты Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой настоящего классификатора с 1 января 2017 г.
В ОКУН организация охотничьих туров прямо не поименована как вид услуг населению, при этом в нем присутствуют услуги домов охотника (рыбака). Заметим, что туристская деятельность (в том числе туризм въездной), при осуществлении которой в туристский продукт включаются услуги в сфере охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". В частности, статья 10 названного закона определяет особенности реализации туристского продукта, осуществляемого на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.