Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Организацией в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) утверждено положение о закупке. Регулирует ли Закон N 223-ФЗ установление начальной (максимальной) цены при проведении закупок? Должна ли организация в соответствии с Законом N 223-ФЗ при проведении закупки конкурентными способами обосновывать установленную цену?

Организацией в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) утверждено положение о закупке. Регулирует ли Закон N 223-ФЗ установление начальной (максимальной) цены при проведении закупок? Должна ли организация в соответствии с Законом N 223-ФЗ при проведении закупки конкурентными способами обосновывать установленную цену?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанный закон не регулирует порядка формирования начальной (максимальной) цены при проведении закупки конкурентными способами и не требует ее обоснования. Заказчик вправе установить такую цену по своему усмотрению и не обязан обосновывать ее размер, если иного не предусмотренного утвержденным им положением о закупке.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 этого Закона.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ заказчики при закупке обязаны руководствоваться Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми ими самостоятельно (смотрите также ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Именно положение о закупке должно содержать требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Причем Закон N 223-ФЗ не только не определяет закрытого перечня способов закупки, условий их применения и порядка проведения, но и каких-либо принципов установления таких способов, условий и порядка. Таким образом, заказчик утверждает в положении о закупке перечень способов и порядок их проведения самостоятельно (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317).
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документацию о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. А извещение о закупке в силу п. 5 ч. 9 той же статьи должно содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Отсюда, безусловно, следует, что заказчик обязан установить начальную (максимальную) цену договора, заключаемого по результатам закупки. Однако требования об обосновании цены и каких-либо требований к ее формированию ни приведенные выше, ни какие-либо иные нормы Закона N 223-ФЗ не содержат.
Соответственно, заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену по своему усмотрению и не обязан как-либо обосновывать ее размер, если иного не предусмотрено утвержденным им положением о закупке.
Также считаем необходимым сообщить следующее.
Закон N 223-ФЗ называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 этого Закона). Среди них упоминается и закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также - контрагент) (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). При этом, как следует из сказанного выше, право заказчика закрепить в положении тот или иной способ закупки, условия применения этого способа и тот или иной порядок проведения соответствующей процедуры не поставлены Законом N 223-ФЗ в зависимость от каких-либо иных обстоятельств, в том числе цены заключаемого договора (суммы закупки), однородности приобретаемых товаров (работ, услуг), отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и так далее.
Отметим, что согласно ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе не размещать информацию о закупке, в том числе извещение о закупке, включающее начальную (максимальную) цену договора, при цене договора равной или ниже определенной суммы (100 или 500 тысяч рублей в зависимости от выручки). Отсюда можно сделать вывод, что закон подразумевает, что закупки свыше такой суммы заказчику следует проводить в форме каких-либо конкурентных процедур, подразумевающих снижение начальной (максимальной) цены. Однако напрямую такого требования не установлено. Безусловно, в случае, когда положением о закупке будет предусмотрена закупка на сумму свыше 100 тысяч рублей у единственного контрагента, начальная (максимальная) цена одновременно будет и непосредственно ценой контракта, но такое совпадение законом не запрещено. Поэтому включение в положение о закупке возможности закупки у единственного поставщика товаров, работ, услуг на сумму, превышающую 100 тысяч рублей, не будет противоречить закону. Аналогичное мнение высказано представителем Минэкономразвития России в интервью изданию "Экономика и жизнь" (N 36 от 16 сентября 2011 г.), размещенном также на сайте Минэкономразвития России (ознакомиться можно в сети Интернет, пройдя по ссылке: http://www.economy.gov.ru/minec/press/interview/doc20110916_18).
В заключение обратим внимание, что из ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ видно, что в положение о закупке могут вноситься изменения при условии обязательного их размещения на официальном сайте (сайте организации - ч. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

11 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.