Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Раздел I формы годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" включает позицию - "договоры, заключенные по результатам закупок гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями приборов учета электрической энергии, иного оборудования и нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике". Следует ли из этого, что договоры, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, подлежат размещению в ЕИС?

Раздел I формы годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" включает позицию - "договоры, заключенные по результатам закупок гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями приборов учета электрической энергии, иного оборудования и нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике". Следует ли из этого, что договоры, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, подлежат размещению в ЕИС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договоры, заключение которых является в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязательным для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности, размещению в ЕИС не подлежат. Однако закупки, предметом которых является приобретение приборов учета для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, подпадают под общее правило Закона N 223-ФЗ размещения информации и документов в ЕИС.

Обоснование вывода:
По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при осуществлении закупки в единой информационной системе (далее - ЕИС), на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, размещаются перечисленные в данной норме документы и информация о закупке. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке. Случаи, когда заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке, перечислены в ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Случаи, когда сведения о закупках не могут быть размещены в ЕИС, перечислены в чч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (смотрите подробнее - Энциклопедия решений. Размещение в ЕИС информации о закупке по Закону N 223-ФЗ). Среди таких случаев заключение договоров в сфере электроэнергетики отдельно не названы.
В свою очередь, в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, в которой перечисляются отношения, которые этот Закон не регулирует, упоминаются отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности (п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Соответственно, те заказчики, которые руководствуются при закупках Законом N 223-ФЗ (пп. 1-3, 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), заключают указанные в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ договоры в порядке, предусмотренном нормами гражданского законодательства с учетом норм законодательства РФ об электроэнергетике. Такие договоры не должны ни включаться в планы закупок товаров, работ и услуг, ни размещаться в ЕИС, поскольку, как следует из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, заключение договора, не относящегося к сфере регулирования этого закона, закупкой не является.
Вместе с тем договоры на приобретение приборов учета электрической энергии, иного оборудования и нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", не являются договорами, заключение которых в силу этого закона является обязательным для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности (о которых идет речь в п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
В свою очередь, включение в разделе I формы годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - Постановление N 1352), соответствующей позиции по указанным договорам никаким образом не изменяет общего правила размещения информации и договоров в ЕИС, равно как и исключений из него. В этой связи следует учитывать, что на основании п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, утвердившее приведенную форму отчета, регламентирует особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг у соответствующих заказчиков, но не определяет порядок размещения информации в ЕИС. Закупки гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями оборудования, нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками, в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства (подп. "я3" п. 7 Положения).
Иными словами, нормы Постановления N 1352, в том числе определяющие содержание формы годового отчета, регламентируют особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг соответствующих заказчиков и никак не определяют (не изменяют) установленный другими нормами законодательства порядок размещения информации и документов в ЕИС.
Таким образом, информация и документы в отношении заключаемых договоров, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетики обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности, размещению в ЕИС не подлежат. Закупки же, предметом которых является приобретение приборов учета для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, подпадают по общее правило Закона N 223-ФЗ размещения информации и документов в ЕИС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

12 января 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.