Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки При расчете пеней по Закону N 44-ФЗ за просрочку поставки какие дни учитывать, если срок поставки определен в рабочих днях: рабочие или календарные? Включаются ли в просрочку дни приемки товара (документ о приемке размещен в ЕИС поставщиком 20 декабря, а заказчик подписал его 23 декабря)? Если размер пеней менее 5% цены контракта, то подлежат ли списанию пени?

При расчете пеней по Закону N 44-ФЗ за просрочку поставки какие дни учитывать, если срок поставки определен в рабочих днях: рабочие или календарные? Включаются ли в просрочку дни приемки товара (документ о приемке размещен в ЕИС поставщиком 20 декабря, а заказчик подписал его 23 декабря)? Если размер пеней менее 5% цены контракта, то подлежат ли списанию пени?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Независимо от того, каким образом в контракте определен срок поставки, пени должны начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения, включая нерабочие дни.
Размер пеней должен определяться исходя из стоимости неисполненных обязательств и периода допущенной просрочки без учета дней, потребовавшихся заказчику для приемки поставленного товара.
Если общая сумма начисленных и неуплаченных пеней не превышает 5% цены контракта, имеются основания для их списания.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. По смыслу приведенной нормы пени за просрочку поставки товара начисляются за весь период просрочки, и оснований для исключения из этого периода нерабочих дней не имеется*(1). Закон N 44-ФЗ не устанавливает специальных по сравнению с ГК РФ правил исчисления сроков. Разумеется, стороны вправе определить срок, в течение которого должен быть поставлен товар, в рабочих днях. Однако это обстоятельство никак не влияет на размер пеней, причитающейся с поставщика в случае просрочки поставки: приведенные выше нормы являются императивными и не могут быть изменены соглашением сторон. Поэтому в рассматриваемой ситуации пени за просрочку поставки должны начисляться за каждый календарный день просрочки, включая и нерабочие дни (смотрите в связи с этим, например, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2018 г. N 20АП-3489/18, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 г. N 17АП-13142/16, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2018 г. N 14АП-7345/18, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2017 г. N 17АП-9848/17).
Здесь же отметим, что ни Закон N 44-ФЗ, ни ГК РФ не содержат каких-либо специальных правил на тот случай, когда установленный контрактом срок исполнения обязательства приходится на рабочий день и при этом следующий за ним день (указанный в ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) является нерабочим. В законодательстве отсутствуют нормы, которые указывали бы на то, что первым днем периода, за который начисляется неустойка, может быть лишь рабочий день. К подобным случаям положения ст. 193 ГК РФ неприменимы. Изложенное подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2018 г. N 09АП-44081/18, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2016 г. N 13АП-30240/15, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2018 г. N 15АП-10048/18, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2018 г. N 13АП-30118/18).
2. Неустойка (штраф, пени) является одним из способов обеспечения исполнения обязательств и представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойка как мера гражданско-правовой ответственности имеет компенсационный характер: она призвана компенсировать кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства должником.
Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. В частности, в силу п. 5 ст. 454, ст. 458, ст. 506, п. 1 ст. 509, ст. 513 ГК РФ обязанность поставщика по поставке товара считается исполненной в момент передачи товара покупателю. Это относится и к контрактам на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525 ГК РФ). Как разъяснено в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу ст. 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Следовательно, если в рассматриваемой ситуации день фактической передачи товара заказчику совпадает с днем размещения поставщиком в ЕИС документа о приемке товара, то именно этот день (при условии последующей приемки товара заказчиком) должен считаться последним днем периода просрочки, за который должны быть начислены пени. Дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, в указанный период не включаются.
Аналогичным образом этот вопрос решается в разъяснениях Минфина России (смотрите, например, письма от 24.03.2020 N 24-03-07/22888, от 16.03.2020 N 24-03-07/19771, от 07.11.2017 N 24-03-08/73293) и в судебной практике (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2021 г. N 303-ЭС21-10359 по делу N А51-15517/2020, постановление Девятого ААС от 26.12.2019 N 09АП-70005/19, постановление Тринадцатого ААС от 25.03.2020 N 13АП-448/20 по делу N А56-106750/2019, постановление Девятого ААС от 27.08.2020 N 09АП-34918/20, постановление АС Московского округа от 11.02.2019 N Ф05-21145/18, постановление АС Московского округа от 30.06.2020 N Ф05-7220/20, постановление АС Московского округа от 11.06.2020 N Ф05-3794/20).
3. В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Соответствующие случаи и порядок установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила).
Согласно п. 1 и абзацу 1 п. 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключением некоторых случаев, когда допускается списание неустоек по контрактам, обязательства по которым не исполнены.
В частности, подп. "а" п. 3 Правил предусмотрено, что списание осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. Основанием для принятия решения о списании суммы неустоек (штрафов, пеней) в этом случае является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. "а" п. 5 Правил).
В заключение напомним, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней) (п. 4 Правил). В силу п. 7 Правил в случае, если контрагент не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается. Подробнее о списании пеней смотрите в материале: Энциклопедия решений. Случаи и порядок списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

23 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите материал: Энциклопедия решений. Исчисление сроков, установленных Законом N 44-ФЗ.