Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает, что в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт. В силу п. 1 ч. 13 статьи 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ отдельные этапы исполнения контракта являются его существенными условиями. В зависимости от наличия или отсутствия этапов исполнения контракта возникают особенности приемки и оплаты работ по контракту. Частью 5 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. Относится ли случай, предусмотренный частью 5 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ, к единственному, допускающему включать в проект контракта этапы выполнения работ? Существует ли запрет на включение в условия муниципального контракта, который по своей правовой природе относится к договору подряда, но его предметом не является строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства (статья 110.2 Закона N 44-ФЗ)?

Часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает, что в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт. В силу п. 1 ч. 13 статьи 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ отдельные этапы исполнения контракта являются его существенными условиями. В зависимости от наличия или отсутствия этапов исполнения контракта возникают особенности приемки и оплаты работ по контракту. Частью 5 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. Относится ли случай, предусмотренный частью 5 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ, к единственному, допускающему включать в проект контракта этапы выполнения работ? Существует ли запрет на включение в условия муниципального контракта, который по своей правовой природе относится к договору подряда, но его предметом не является строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства (статья 110.2 Закона N 44-ФЗ)?

Понятие "отдельный этап исполнения контракта" определено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) сравнительно недавно. Так, согласно п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, вступившему в силу с 01.01.2022, отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом N 44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Как видим, в целях применения требований Закона N 44-ФЗ возможность поэтапного исполнения может быть предусмотрена не только в отношении контракта, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства (ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ), но и иных видов договоров: поставка, подряд, возмездное оказание услуг и пр. Соответственно, при заключении контракта на выполнение любых работ в нем могут быть выделены этапы исполнения.
Как указано в письме Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152, отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом устанавливается обязанность заказчика обеспечить приемку определенной части поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства по контракту. При этом в понимании п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) осуществление приемки части товара, части выполненной работы, части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта и, соответственно, не влечет обязанности по ее отдельной оплате (смотрите также письмо Минфина России от 21.10.2021 N 24-06-08/85106 ).
В этой связи заметим, что Законом N 44-ФЗ прямо не установлена обязанность заказчика особым образом выделять этапы исполнения контракта в тексте контракта в тех случаях, когда таковые должны будут иметь место при исполнении контракта.
Однако при установлении заказчиком в контракте условия о поэтапном исполнении необходимо учитывать следующие требования Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), а также о начальной (максимальной) цене контракта (цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Таким образом, в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, то заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан указать срок исполнения этапов и цену отдельных этапов исполнения контракта. При этом по смыслу положений ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ такой срок включает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) отдельных этапов исполнения контракта (смотрите письмо Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-07/43394, письмо Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-06/43240).
Если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт обязательно включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, при установлении сроков оплаты отдельных этапов исполнения контракта заказчик должен учитывать требования ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Напомним, что при включении в контракт условия о поэтапном исполнении будет отличаться от общеустановленного порядок:
- приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта (ст. 94 Закона N 44-ФЗ),
- уменьшения обеспечения исполнения контракта в ходе исполнения контракта (ч. 7.1, ч. 7.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ),
- внесения сведений в реестр контрактов (ст. 103 Закона N 44-ФЗ),
- начисления неустойки (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
При этом очевидно, что в случае возникновения спора о наличии в контракте условия о поэтапном исполнении окончательно данный вопрос может быть решен только судом с учетом конкретных обстоятельств дела и непосредственно условий контракта.
В связи с этим отметим, что ввиду отсутствия до 01.01.2022 в Законе N 44-ФЗ определения понятия "этап исполнения контракта" (смотрите также письмо Минфина России от 22.07.2020 N 24-03-07/63767) при решении споров, касающихся поэтапного исполнения, судами использовались разъяснения, приведенные в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 по этапам работ по договору строительного подряда в связи с вопросом о переходе рисков случайной гибели или случайного повреждения результатов выполненных работ. Из них следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором. Приемка результатов отдельных работ, работ за отдельный период для проведения расчетов не является приемкой результатов отдельных этапов работ, с которыми закон связывает переход риска гибели таких результатов на заказчика (смотрите также постановление Десятого ААС от 23.07.2020 N 10АП-6934/20 по делу N А41-91789/2019).
Как показывает практика, применительно к случаям рассмотрения споров по договорам строительного подряда при решении вопроса о наличии в контракте условия о поэтапном исполнении в предмет доказывания входит установление факта согласования сторонами поэтапного выполнения работ при заключении договора, включая такие обязательные элементы, как: срок исполнения работ по этапу, содержание этапа, стоимость каждого этапа работ, условия о распределении риска случайной гибели объекта. В том случае, если контракт не содержит описания каждого этапа выполнения работ (сроков их выполнения, содержания работ, входящих в каждый этап), указания стоимости каждого этапа работ, после выполнения которого заказчик обязан осуществить приемку и оплату работ, входящих в этап, и к заказчику переходит риск гибели результатов выполненного этапа, суды приходят к выводу, что этапы работ сторонами не согласованы. При этом само по себе наличие в контракте графика выполнения работ или графика финансирования не свидетельствует о согласовании сторонами поэтапного исполнения контракта*(1).
Аналогичной по сути позиции к вопросу о наличии этапов суды придерживаются и при рассмотрении споров по иным видам договора подряда, например на выполнение работ по благоустройству, текущему ремонту, проектных и изыскательских работ, а также по договорам оказания услуг*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

8 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, постановление Пятнадцатого ААС от 08.02.2022 N 15АП-17810/21 по делу N А53-6964/2019, постановление Пятнадцатого ААС от 05.04.2022 N 15АП-3287/22 по делу N А53-40041/2021, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.02.2022 N Ф08-347/22 по делу N А53-43724/2020, постановление АС Поволжского округа от 07.02.2020 N Ф06-56773/19 по делу N А49-6392/2019, постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.01.2020 N Ф08-12484/19 по делу N А53-31388/2019, постановление Четырнадцатого ААС от 07.04.2021 N 14АП-422/21 по делу N А05П-489/2020, постановление АС Центрального округа от 05.08.2021 N Ф10-3233/21 по делу N А84-4118/2020, постановление Восемнадцатого ААС от 01.02.2021 N 18АП-13193/20, постановление Восемнадцатого ААС от 05.08.2021 N 18АП-8692/21 по делу N А76-16181/2020).
*(2) Смотрите, например, постановление Пятнадцатого ААС от 05.03.2021 N 15АП-1653/21 по делу N А53-602/2020, постановление Восемнадцатого ААС от 30.12.2019 N 18АП-17999/19, постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.07.2019 N А75-4606/17 по делу N А75-4606/2017, постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.04.2022 N Ф04-386/22 по делу N А70-8081/202, постановление АС Уральского округа от 01.12.2021 N Ф09-7052/21 по делу N А76-50734/2020, постановление Двадцать первого ААС от 20.04.2022 N 21АП-3797/21 по делу N А84-4122/2019.