Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Возможно ли в случае поставки заказчику недоброкачественных продуктов питания расторгнуть контракт по соглашению сторон по Закону N 44-ФЗ? Каков порядок включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков? Подлежит ли поставщик включению в реестр недобросовестных поставщиков в случае расторжения контракта по соглашению сторон?

Возможно ли в случае поставки заказчику недоброкачественных продуктов питания расторгнуть контракт по соглашению сторон по Закону N 44-ФЗ? Каков порядок включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков? Подлежит ли поставщик включению в реестр недобросовестных поставщиков в случае расторжения контракта по соглашению сторон?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При описанных обстоятельствах заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В целях включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков заказчик направляет в контрольный орган в сфере закупок соответствующую информацию. При расторжении контракта по соглашению сторон поставщики не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. Однако в описанной ситуации расторжение контракта по соглашению сторон формально не соответствует закону.

Обоснование вывода:
К отношениям по контракту, заключенному в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), применяются, в частности, положения ГК РФ, на которых в том числе основывается указанный Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются нормы параграфов 3 и 4 главы 30 ГК РФ (ч. 2 ст. 525 ГК РФ), а также общие правила о договоре купли-продажи, установленные параграфом 1 главы 30 "Купля-продажа" ГК РФ, если иное не предусмотрено специальными нормами (ч. 5 ст. 454 ГК РФ). Кроме того, к такому договору поставки применяются общие положения ГК РФ об обязательствах и о договоре (соответственно подразделы 1 и 2 раздела III части первой ГК РФ).

Расторжение контракта в случае поставки заказчику недоброкачественных продуктов питания

В рамках отношений по договору поставки последствия поставки товаров ненадлежащего качества определены ст. 518 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий, розничной торговлей пищевыми продуктами и оказанием услуг в сфере общественного питания, обязаны предоставлять приобретателям или потребителям, а также органам государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с их компетенцией полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом абзацем вторым п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ установлен запрет на обращение пищевых продуктов, которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации. Порядок изъятия из обращения, проведения экспертизы, временного хранения, утилизации или уничтожения некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, утвержден постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1612.
Таким образом, поставка недоброкачественного продукта питания должна квалифицироваться как существенное нарушение требований к качеству товара, которое предоставляет заказчику возможность воспользоваться правами, предусмотренными п. 2 ст. 475 ГК РФ. В частности, заказчик в этой ситуации вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим установленным требованиям.
По общему правилу предусмотренному ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и путем одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом возможность расторжения контракта по соглашению сторон не поставлена законом в зависимость от соблюдения каких-либо дополнительных условий и не требует каких-либо обоснований (смотрите в связи с этим материал: Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ).
Вместе с тем пункт 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе если в ходе исполнения контракта установлено, что поставляемый товар не соответствует установленным извещением и (или) документацией требованиям к поставляемому товару или контрагент предоставил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика. Для отказа от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не требуется, чтобы контракт содержал условие о праве заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта (Энциклопедия решений. Основания для отказа заказчика от исполнения контракта по п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 42 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик устанавливает в извещении и (или) в документации о закупке требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки. Закон N 44-ФЗ не содержит прямого указания на обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае поставки товаров (в том числе продовольственных) ненадлежащего качества. Однако в правоприменительной практике представлен подход, основанный именно на таком толковании ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Указанный подход предполагает, что если поставщик допустил существенное нарушение контракта на поставку товара (п. 2 ст. 523 ГК РФ) и не заменил товар ненадлежащего качества в срок, установленный ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, контракт должен быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе заказчика (п. 1 ст. 310, пп. 1, 2 ст. 450.1 ГК РФ, п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) в порядке, предусмотренном чч. 12-13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2021 г. N Ф05-9804/21 по делу N А41-49938/2020).
Такой подход, как нам представляется, означает, что расторжение контракта по соглашению сторон в случае поставки товара ненадлежащего качества может рассматриваться как нарушающее требования ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако, поскольку административная ответственность за расторжение контракта по соглашению сторон при подобных обстоятельствах законом не предусмотрена, единственным неблагоприятным последствием для должностных лиц заказчика, как нам представляется, может быть применение к ним мер дисциплинарной ответственности.
Отметим, что обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта не исключает возможности замены ненадлежащего товара, поскольку согласно ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (о порядке уведомления и вступления в силу решения об отказе от исполнения контракта смотрите в чч. 12, 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 N 09АП-21458/17).

Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Поставщики, с которыми контракты расторгаются по соглашению сторон, не подлежат включению в РНП.
Для включения поставщика в РНП в указанных в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ случаях заказчик либо уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) должен не позднее чем через три рабочих дня с даты расторжения контракта направить в соответствующий контрольный орган в сфере закупок*(1) обращение о включении информации о таком поставщике в РНП. Порядок направления обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП, требования к составу, содержанию, форме такого обращения, порядок рассмотрения такого обращения, основания для принятия решения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр РНП либо об отказе в таком включении, порядок направления решения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП либо решения об отказе в таком включении, а также порядок исключения информации, предусмотренной ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, из РНП установлены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078. Решение о включении или невключении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП принимается контрольным органом в сфере закупок исходя из всех обстоятельств дела (письмо Минфина России от 23 января 2020 г. N 24-03-08/3910 "О рассмотрении обращения") и может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (ч. 11 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

11 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите пункт 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078.