Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Для выполнения строительных работ по государственному контракту подрядчику необходимо закупать строительный песок. Требования к этому материалу контрактом не установлены. Может ли подрядчик для выполнения работ приобрести материал - строительный песок в Республике Казахстан?

Для выполнения строительных работ по государственному контракту подрядчику необходимо закупать строительный песок. Требования к этому материалу контрактом не установлены.
Может ли подрядчик для выполнения работ приобрести материал - строительный песок в Республике Казахстан?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик в рассматриваемом случае вправе приобрести материал (строительный песок) для выполнения работ по контракту у любого контрагента, в том числе за границей (в том числе в Республике Казахстан).

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. Согласно же ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В свою очередь, ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Как видно из приведенных норм, в отношении одних и тех же товаров, работ, услуг могут быть установлены либо запрет, либо ограничение допуска к закупкам для государственных и муниципальных нужд (но не их сочетание*(1)). В том случае, когда заказчиком в извещении о проведении закупки устанавливаются условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, наименование страны происхождения товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) должно указываться участником закупки в заявке на участие в закупке (п. 2 ч. 2 ст. 51, подп. "а" п. 3 ч. 4 ст. 54.4, подп. "а" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ)*(2).
Таким образом, национальный режим осуществления закупки обеспечивается реализацией условий допуска, запретов и ограничений, следующих из ряда нормативных актов, принятых на основании ст. 14 Закона N 44-ФЗ*(3). Так, на основании ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н. В соответствии с указанным документом участникам конкурентных закупок, заявки на участие или окончательные предложения которых признаются соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС), предоставляются преимущества в отношении размера цены контракта. В приложении к Приказу N 126н в числе прочего назван товар по коду "08.1" - "Камень, песок и глина". То есть при заключении контракта, предметом которого является закупка названного товара, цена такого контракта должна формироваться с учетом преференции Приказа N 126н в том случае, если страной происхождения товара будет являться Россия либо другое государство, являющееся членом Евразийского экономического союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Киргизская Республика). При этом следует обратить внимание, что замена страны происхождения данных товаров при исполнении контракта на их поставку не допускается, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товара будет являться государство - член ЕАЭС (п. 1.7 Приказа N 126н).
В рассматриваемом случае используемый при производстве работ строительный материал - песок строительный не назван в числе товаров, поставляемых заказчику при исполнении контракта, соответственно, требования к стране происхождения такого материала не применяются. Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик может приобретать названный материал (строительный песок) для выполнения строительных работ у любого контрагента, в том числе за границей (в том числе в Республике Казахстан).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

22 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Установление запрета исключает установление особых условий допуска к таким закупкам (аналогичная точка зрения о невозможности применения условий допуска для целей осуществления закупок товаров, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет, содержится в п. 2 письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).
*(2) По мнению ФАС России, изложенному в письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20, формулировка п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ означает, что первая часть заявки участников должна содержать наименование страны происхождения товара и конкретные показатели товара с указанием товарного знака (при наличии), в том случае, если документацией о закупке предусмотрено приобретение товара, поставляемого заказчику при выполнении данных работ. При закупке работ заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
- товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
- товар не принимается к бухучету заказчика;
- товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., без которых невозможно выполнить работу, оказать услугу.
*(3) Полный перечень соответствующих нормативных актов приведен в материале: Энциклопедия решений. Запреты и ограничения допуска к закупкам по Закону N 44-ФЗ отдельных иностранных товаров, работ, услуг. Смотрите также Энциклопедию решений. Условия допуска отдельных иностранных товаров к закупкам по Закону N 44-ФЗ.