Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Закупка у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ проходила в марте 2021 года на электронной площадке "РТС-маркет" (магазин закупок малого объема). Из-за некорректной работы программно-аппаратного комплекса электронной площадки получилось, что сделка была одобрена с лицом, которое не представило необходимые документы, цена у него не самая низкая по предложениям. Сейчас статус сделки - "стадия согласования договора". В технической поддержке РТС отметили, что закупку невозможно отменить согласно регламенту ("на основании пункта 8.8. Регламента Покупатель имеет возможность отменить процедуру Закупки не позднее одобрения Предложения на соответствующую процедуру Закупки. В связи с тем, что по данной закупке было одобрено Предложение участника, а также списаны денежные средства с данного участника, контракт отменить невозможно"). Можно ли отказаться от заключения контракта в описанной ситуации?

Закупка у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ проходила в марте 2021 года на электронной площадке "РТС-маркет" (магазин закупок малого объема). Из-за некорректной работы программно-аппаратного комплекса электронной площадки получилось, что сделка была одобрена с лицом, которое не представило необходимые документы, цена у него не самая низкая по предложениям. Сейчас статус сделки - "стадия согласования договора". В технической поддержке РТС отметили, что закупку невозможно отменить согласно регламенту ("на основании пункта 8.8. Регламента Покупатель имеет возможность отменить процедуру Закупки не позднее одобрения Предложения на соответствующую процедуру Закупки. В связи с тем, что по данной закупке было одобрено Предложение участника, а также списаны денежные средства с данного участника, контракт отменить невозможно").
Можно ли отказаться от заключения контракта в описанной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации отказ заказчика от заключения контракта не повлечет для него никаких негативных последствий, предусмотренных законом.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что в настоящее время процедуру заключения контракта с единственным поставщиком на электронной площадке Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не регулирует. Изменения в пп. 4, 5 ч. 1 и новые нормы чч. 12, 13 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок закупки товара у единственного поставщика на электронной площадке (далее - ЭП) на основании вышеуказанных пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должны вступить в силу только с 1 апреля 2021 года. Во всех указанных нормах говорится и именно и только о закупке товаров, но не работ и не услуг.
Напомним, что п. 4 и (для отдельных категорий заказчиков) п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускают закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по выбору заказчика в зависимости только от суммы закупки и доли в совокупном годовом объеме закупок (не выше 10% и 50 млн. руб. для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и не выше 50% и 30 млн. руб. для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах, на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (данное ограничение не распространяется на закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства). С 1 апреля 2021 года указание относительно этого предела будет дополнено указанием "либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме".
Безусловно, общеизвестно, что на практике закупки у единственного поставщика на тех или иных ЭП уже некоторое время ведутся в силу административных указаний, которые органы власти дают подчиненным, подведомственным им органам и учреждениям. В частности, закупки на основании пп. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с использованием ЭП - единого агрегатора торговли "Березка", созданного согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р, обязаны по общему правилу осуществлять федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения. Поскольку это распоряжение не содержит каких-либо оговорок, а в самих пп. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ говорится и о товарах, и о работах, и об услугах, в таком порядке должны осуществляться любые закупки. Однако пока, повторимся, порядок таких закупок не урегулирован законом и регулируется только регламентами тех ЭП, на которых они проводятся (смотрите, в частности, п. 3 вышеупомянутого распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).
Подчеркнем, что и в упомянутых выше вновь вводимых нормах Закона N 44-ФЗ говорится именно о закупке у единственного поставщика, хотя порядок предусматривает ряд конкурентных элементов. Соответственно, в любом случае речь идет о де-юре закупке у единственного поставщика. На это неоднократно указывается в разъяснениях Минфина по вопросам относительно норм, вступающих в силу с 1 апреля 2021 года (смотрите, например, пп. 3, 4 письма Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591, п. 1 письма Минфина России от 19.08.2020 N 24-06-08/72792).
В связи с этим следует учесть, что в силу общего принципа свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ, на которых, в частности, основан Закон N 44-ФЗ (п. 1 ст. 2 этого Закона), граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Одним из видов предусмотренного законом добровольно принимаемого на себя обязательства заключения договора является обязательство организатора торгов по заключению договора с победителем торгов (п. 6 ст. 448 ГК РФ), которое нормами Закона N 44-ФЗ распространяется и на иные виды конкурентных процедур (чч. 9, 11, 12, 14 ст. 78, ст. 82.5, ч. 17 ст. 83, ч. 25 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ). В отношении же закупок у единственного контрагента подобных требований в целом законодательством не установлено, обязательность заключения контракта устанавливается только для отдельных случаев отдельными нормами специальных законов. Например, субъект естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", при наличии у него возможности произвести (реализовать) такие товары (п. 1 ст. 8 указанного Закона). В отношении заключения контракта с единственным поставщиком, отобранным на ЭП, законом такой обязательности на настоящий момент не установлено*(1).
Поскольку де-юре в данном случае осуществляется закупка у единственного поставщика, а не закупка на торгах и не иным конкурентным способом, то обязанность подписания контракта не возникает ни у заказчика, ни у выбранного им поставщика. Соответственно, не предусмотрено и каких-либо негативных последствий.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик вправе отказаться от заключения контракта, что не повлечет для него никаких негативных последствий, предусмотренных законом.
Возможно, какие-то негативные последствия предусмотрены регламентом соответствующей ЭП, однако с учетом того, что в данном случае причиной сложившейся ситуации выступает как раз некорректная работа программно-аппаратного комплекса ЭП, полагаем, этот вопрос может быть решен с ее оператором, хотя, безусловно, окончательное решение вопроса зависит от переговоров с ним.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

15 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заметим, что оценка ситуации может измениться после 1 апреля 2021 года. Как сказано выше, закупка у единственного поставщика на ЭП по-прежнему будет рассматриваться именно как закупка у единственного поставщика, однако если подрядчик в любом случае может отказаться от заключения контракта, просто не размещая проект контракта, подписанный со своей стороны, то в отношении заказчика вступающий в силу с указанной даты п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ указывает на совершение им действий по заключению контракта императивно, не оговаривая возможности заказчика отказаться от их совершения. При этом формулировка ч. 3 ст. 7.32 КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта, также не делает никаких оговорок для данной ситуации. Какие-либо официальные разъяснения по данному вопросу нам на настоящий момент не известны. Полагаем, что окончательно решить данный вопрос должна правоприменительная практика после вступления в силу новых норм.