Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В ходе проведения запроса котировок в соответствии с Законом N 223-ФЗ поступили две заявки на поставку овощей и фруктов. В первой заявке указана цена договора в размере 1 528 550 руб., во второй - 1 528 606 руб. В первой заявке не указаны производители товара, и это было отмечено в закупочной документации, а во второй заявке все четко прописано, но цена по этой заявке выше на 56 рублей. Кому нужно отдать приоритет без нарушения прав заказчика и поставщика?

В ходе проведения запроса котировок в соответствии с Законом N 223-ФЗ поступили две заявки на поставку овощей и фруктов. В первой заявке указана цена договора в размере 1 528 550 руб., во второй - 1 528 606 руб. В первой заявке не указаны производители товара, и это было отмечено в закупочной документации, а во второй заявке все четко прописано, но цена по этой заявке выше на 56 рублей.
Кому нужно отдать приоритет без нарушения прав заказчика и поставщика?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе предусмотреть в документации о конкретной закупке требование об указании в заявке сведений о производителе предлагаемого к поставке товара и при отсутствии таких сведений в какой-либо конкретной заявке - отклонить ее.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения, устанавливая лишь общие принципы закупки. Детально условия и порядок проведения конкретных процедур закупки должны быть урегулированы в утверждаемом самим заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу РФ, Закону N 223-ФЗ и иным обязательным нормативным актам (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317).
При проведении закупок по Закону N 223-ФЗ конкурентными способами по определению обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке (далее - заявки, заявка), окончательных предложениях участников такой закупки (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Системный анализ норм, в частности, ч. 6 ст. 3, ч.ч. 16, 18, 20, 22 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, позволяет сделать вывод, что конкуренция обеспечивается путем применения в равной степени ко всем участникам конкурентной закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам и условиям исполнения договора единых требований и оценки заявок, окончательных предложений участников закупок, по критериям и в порядке, заранее зафиксированным в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение) и (или) документации о закупке (далее - документация).
Самого порядка рассмотрения и оценки заявок Закон N 223-ФЗ также детально не регулирует. Четко установлено одно требование - оформление отдельных стадий и (или) этапов проведения конкурентных закупок, а также общих итогов таких закупок путем составления протоколов. Требования к содержанию промежуточных протоколов установлены ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, а к содержанию итоговых протоколов - ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ.
Из требований ч.ч. 13, 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ к содержанию промежуточных и итоговых протоколов следует, что отклонение каждой заявки, решение об отказе допуска к участию в закупке каждого участника должно быть обосновано указанием на несоответствие конкретных предложений или документов заявки конкретным положениям документации. Также из этих указаний следует, что оценка должна осуществляться строго в соответствии с предусмотренными документацией критериями.
Отсюда следует, что заявка, которая не соответствует требованиям документации о конкретной закупке, на участие в которой подана эта заявка, может быть отклонена, если это предусмотрено положением о закупке и (или) документацией о данной конкретной закупке.
В соответствии с п.п. 2, 9, 10, 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ документация о закупке должна содержать сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки; требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Единственное ограничение возможности предъявления требований к участникам закупок установлено п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в соответствии с которым одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Возможность предъявления требований к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам, условиям исполнения договоров, заключаемых в ходе закупки, Законом N 223-ФЗ не ограничена.
Равным образом не ограничена возможность предъявления требований к описанию объекта закупки в заявке, в том числе - указание в заявке сведений о производителе. Правомерность установления последнего требования косвенно подтверждается материалами судебной практики, в которых рассматривался вопрос об отклонении заявки вследствие несоблюдения этого требования, без рассмотрения вопроса о правомерности его установления (постановление Первого ААС от 14.08.2019 N 01АП-5944/19 и постановление АС Волго-Вятского округа от 25.06.2020 N Ф01-11120/20, постановление Двадцать первого ААС от 17.05.2018 N 21АП-547/18 и постановление АС Центрального округа от 19.09.2018 N Ф10-3676/18, постановление Девятого ААС от 31.05.2019 N 09АП-23947/19).
Таким образом, заказчик вправе предусмотреть в документации о конкретной закупке требование об указании в заявке сведений о производителе предлагаемого к поставке товара и при отсутствии таких сведений в какой-либо конкретной заявке - отклонить ее.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

1 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.