Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Планируется проведение электронного аукциона на закупку товаров, включенных в приложение к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, с НМЦК 1,3 млн. руб. В соответствии с указанным постановлением необходимо установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. В реестре российской промышленной продукции соответствующие товары отсутствуют. В случае установления запрета в документации о закупке участник должен будет представить заказчику в составе заявки выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации. Информация о реестровых записях также включается в контракт. Как правильно объявить электронный аукцион? Может ли заказчик обосновать невозможность соблюдения запрета в связи с тем, что в реестре российской промышленной продукции товар отсутствует?

Планируется проведение электронного аукциона на закупку товаров, включенных в приложение к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, с НМЦК 1,3 млн. руб. В соответствии с указанным постановлением необходимо установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. В реестре российской промышленной продукции соответствующие товары отсутствуют. В случае установления запрета в документации о закупке участник должен будет представить заказчику в составе заявки выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации. Информация о реестровых записях также включается в контракт.
Как правильно объявить электронный аукцион? Может ли заказчик обосновать невозможность соблюдения запрета в связи с тем, что в реестре российской промышленной продукции товар отсутствует?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях осуществления указанной в вопросе закупки заказчику следует получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.

Обоснование вывода:
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Одним из таких нормативных правовых актов является постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Как следует из п. 1 Постановления N 616, указанным постановлением установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Также в силу п. 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов ЕАЭС), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем указанные запреты не применяются в перечисленных в п. 3 Постановления N 616 случаях:
- отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Минпромторгом России (подп. "а" п. 3 Постановления N 616);
- закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. руб. (за исключением закупок товаров, указанных в п.п. 1-7, 124 и 125 Перечня) (подп. "б" п. 3 Постановления N 616);
- необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в п.п. 67-71 Перечня) (подп. "в" п. 3 Постановления N 616);
- закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в п.п. 47-51 Перечня) (подп. "г" п. 3 Постановления N 616);
- закупок, осуществляемых ФСБ России, ФСО России, СВР России, органами внешней разведки Минобороны России, МВД России, Росгвардией, Управлением делами Президента РФ и ГУСП Президента РФ (за исключением закупок товаров, указанных в п.п. 1-7, 52-57, 73-75, 81 Перечня, в отношении товаров, указанных в п.п. 47-51 Перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. руб.) (подп. "д" п. 3 Постановления N 616);
- закупки товаров ФСО России, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств МВД России для обеспечения безопасности объектов государственной охраны (подп. "е" п. 3 Постановления N 616).
Как видим, заказчик обязан установить запрет допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, включенных в Перечень, в случае отсутствия оснований для неприменения запрета в соответствии с п. 3 Постановления N 616, в том числе в случае закупки товаров на сумму, превышающую размер, установленный подп. "б" п. 3 Постановления N 616 (смотрите, например, решение УФАС по Ленинградской области от 28 июля 2020 г. N 047/06/64-1976/2020, решение УФАС по Ленинградской области от 27 августа 2020 г. N Р/03/1889, решение УФАС по Новосибирской области от 2 июля 2020 г. N 054/06/14-1206/2020 (косвенно)).
Отметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ обоснование невозможности соблюдения запрета или ограничений размещается в ЕИС, если нормативными правовыми актами Правительства РФ об установлении соответствующих запретов и ограничений не установлено иное. Эти нормативные акты должны включать порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. В то же время Постановлением N 616 не установлены указанные порядок и требования. Также Постановлением N 616 не предусмотрена возможность неприменения запрета при наличии подготовленного заказчиком обоснования невозможности установления такого запрета, в том числе в случае отсутствия сведений о продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ (далее - реестр российской промышленной продукции) либо реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции). Кроме этого, неприменение при осуществлении закупки запрета в соответствии с п. 3 Постановления N 616 также не обусловлено составлением обоснования невозможности установления такого запрета.
В целях реализации Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории РФ является наличие сведений о такой продукции в реестре российской промышленной продукции; подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена ЕАЭС является наличие сведений о такой продукции в реестре евразийской промышленной продукции (п. 6 Постановления N 616). Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт (п. 10 Постановления N 616).
Очевидно, участник закупки не сможет получить и предоставить заказчику выписку из реестра в отношении промышленной продукции, сведения о которой отсутствуют в соответствующем реестре. По смыслу положений п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, с учетом требований Постановления N 616, в случае непредставления документов, указанных в п. 10 этого постановления, заявка на участие в электронном аукционе приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств. Соответственно, руководствуясь положениями ч. 6 и ч. 7 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, заявка, в которой отсутствует выписка из реестра промышленной продукции, должна быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (смотрите письмо Минфина России от 12 августа 2020 г. N 24-03-06/70581).
Вместе с тем, как отмечалось выше, отсутствие промышленных товаров, составляющих объект закупки, в указанных реестрах не является и основанием для освобождения заказчика от обязанности применить запрет. При этом, по мнению представителей Минпромторга России, в случае необходимости осуществления закупки промышленной продукции, включенной в Перечень, но не содержащейся в реестрах промышленной продукции, заказчикам необходимо получить разрешение на закупку иностранного товара (смотрите письмо Минпромторга России от 28 июля 2020 г. N ОВ-53569/12). Порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара утвержден приказом Минпромторга России от 29 мая 2020 г. N 1755.
Таким образом, в целях осуществления закупки промышленной продукции, включенной в Перечень, однако сведения о которой отсутствуют в реестрах промышленной продукции, если отсутствуют иные основания для неприменения запрета, заказчику следует получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара (смотрите, например, решение УФАС по Москве от 21 сентября 2020 г. N 077/06/57-15659/2020).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

3 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.