Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заказчик 27.11.2020 разместил в ЕИС решение об одностороннем расторжении контракта. Обязательства контрагента по контракту не исполнял. В обеспечение исполнения контракта была предоставлена банковская гарантия, в соответствии с условиями которой банк (гарант) обязался произвести выплаты заказчику (бенефициару) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения исполнителем (принципалом) обязательств по контракту, включая штрафы, пени, предусмотренные контрактом. 1. Вправе ли заказчик требовать по гарантии всю сумму обеспечения исполнения контракта, пени за просрочку исполнения контракта? Или заказчик вправе требовать уплаты суммы пени и штрафа? 2. По какую дату следует рассчитывать пени с учетом того, что решение об одностороннем расторжении контракт размещено в ЕИС 27.11.2020? 3. Поскольку заказчик уже направлял исполнителю требование об уплате пени и на момент расторжения контракта сумму пени необходимо досчитать, следует ли заказчику до направления требования об уплате суммы пени банку-гаранту направить такое требование с новой суммой исполнителю?

Заказчик 27.11.2020 разместил в ЕИС решение об одностороннем расторжении контракта. Обязательства контрагента по контракту не исполнял. В обеспечение исполнения контракта была предоставлена банковская гарантия, в соответствии с условиями которой банк (гарант) обязался произвести выплаты заказчику (бенефициару) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения исполнителем (принципалом) обязательств по контракту, включая штрафы, пени, предусмотренные контрактом.
1. Вправе ли заказчик требовать по гарантии всю сумму обеспечения исполнения контракта, пени за просрочку исполнения контракта? Или заказчик вправе требовать уплаты суммы пени и штрафа?
2. По какую дату следует рассчитывать пени с учетом того, что решение об одностороннем расторжении контракт размещено в ЕИС 27.11.2020?
3. Поскольку заказчик уже направлял исполнителю требование об уплате пени и на момент расторжения контракта сумму пени необходимо досчитать, следует ли заказчику до направления требования об уплате суммы пени банку-гаранту направить такое требование с новой суммой исполнителю?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации заказчик вправе требовать по банковской гарантии выплаты суммы пени и штрафа, рассчитанных в соответствии с правилами, определяемыми законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Сумму пени следует рассчитать по дату прекращения контракта в результате одностороннего отказа от его исполнения. Направлять уточненное требование исполнителю по контракту с учетом перерасчета суммы пени по день прекращения действия контракта не обязательно.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 45, ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) банковская гарантия (далее также - гарантия) является одним из способов обеспечения заявок и исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с этим федеральным законом. Банковская гарантия должна содержать в том числе обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией (п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, в силу п. "а" дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Закона N 44-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005, в банковской гарантии должно быть закреплено право заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта. Форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утверждены тем же постановлением Правительства РФ N 1005.
В силу банковской гарантии, которая представляет собой вид независимой гарантии (п. 3 ст. 368 ГК РФ), банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Требование бенефициара (в данном случае - заказчика) об уплате денежной суммы по банковской гарантии представляется банку-гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов (п. 1 ст. 374 ГК РФ) и до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана (п. 2 ст. 374 ГК РФ, постановление Девятого ААС от 01.09.2014 N 09АП-31982/14)*(1). Получив требование бенефициара (заказчика) с приложенными к нему документами, гарант рассматривает их в разумный срок, проявляя при этом разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии. Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом заказчика обязательств по контракту, по которому предоставлено обеспечение исполнения, заказчик получает возможность в бесспорном порядке требовать уплаты денежной суммы по банковской гарантии*(2). Поскольку в рассматриваемой ситуации это предусмотрено гарантией, заказчик вправе требовать от гаранта уплатить заказчику суммы неустойки, причитающиеся с контрагента в связи с неисполнением им обязательств по контракту.
2. В силу ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБР от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения*(3). Одновременно за факт неисполнения контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017).
Из ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ следует, что направление требования об уплате неустойки является обязанностью заказчика. Ни из этой нормы, ни из иных положений Закона N 44-ФЗ не следует, что заказчик должен направлять такое требование всякий раз при каждом новом расчете сумм неустоек. Поэтому в приведенной ситуации, на наш взгляд, заказчик может направить требование об уплате суммы неустойки гаранту, не направляя его повторно контрагенту. Поскольку сроки направления заказчиком банку-гаранту требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту Законом N 44-ФЗ не предусмотрены, соответствующее требование может быть направлено гаранту в течение срока действия банковской гарантии.
Если суммы обеспечения окажется недостаточно для покрытия всех понесенных заказчиком убытков, он будет вправе предъявить требование о возмещении оставшейся суммы убытков к подрядчику (ст.ст. 15, 393 ГК РФ).
В заключение напомним, что из закона не следует, что ненадлежащее исполнение контрагентом, обязательства которого по контракту обеспечены банковской гарантией, обязательств по контракту является основанием для получения заказчиком всей суммы, на которую выдана гарантия. В случае необоснованной выплаты заказчику всей суммы, предусмотренной гарантией, контрагент вправе потребовать от заказчика возмещения убытков в виде разницы между суммой, выплаченной заказчику по гарантии, и суммой, подлежавшей выплате заказчику*(4).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

4 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Конкретные сроки направления заказчиком банку-гаранту требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту Законом N 44-ФЗ не предусмотрены.
*(2) В связи с этим необходимо отметить, что ст. 370 ГК РФ закрепляет принцип независимости банковской гарантии от основного обязательства, определяя, что предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство. В гарантии имущественный интерес бенефициара состоит в возможности получить исполнение максимально быстро, не опасаясь возражений должника, в тех случаях, когда кредитор полагает, что срок исполнения обязательства либо иные обстоятельства, на случай наступления которых кредитор себя обеспечивал, наступили (письма Минфина России от 16.11.2017 N 24-03-08/76008, от 29.01.2018 N 24-03-07/5889).
*(3) Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты его принятия заказчик должен разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) и направить поставщику (подрядчику, исполнителю, далее - контрагент) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также иными способами, обеспечивающими получение заказчиком уведомления о вручении указанного решения контрагенту (ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ).
Датой надлежащего уведомления контрагента о принятом решении признается:
- или дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного решения;
- или дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте;
- или - при невозможности получения указанных подтверждения либо информации - дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента о таком решении (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Итак, в зависимости от обстоятельств датой расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения может являться:
- или одиннадцатый день с даты получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного уведомления,
- или одиннадцатый день с даты получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте,
- или сорок второй день с даты размещения решения в ЕИС об отказе от исполнения контракта заказчика.
Применительно к описанной ситуации (с учетом положений ГК РФ об исчислении сроков, в том числе ст. 191 ГК РФ, согласно которой течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, и ст. 193 ГК РФ, согласно которой если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день) изложенное означает, что в отсутствие у заказчика подтверждения о вручении контрагенту решения об отказе от исполнения контракта или информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления контрагента о принятом заказчиком решении будет являться 28 декабря 2020 года. Сорок вторым днем с даты размещения в ЕИС решения заказчика об отказе от исполнения контракта (то есть днем расторжения контракта, по которую включительно определяется размер пени) с учетом вышеупомянутых ст.ст. 191 и 193 ГК РФ будет являться 11 января 2021 года.
*(4) Смотрите, например, постановление АС Северо-Западного округа от 14.03.2019 N Ф07-16963/18 по делу N А56-25691/2017, постановление Пятнадцатого ААС от 29.01.2020 N 15АП-22125/19, постановление Первого ААС от 27.09.2019 N 01АП-5161/19, постановление Седьмого ААС от 04.10.2018 N 07АП-8095/18; материал: Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ. Для расчета суммы пени/штрафа рекомендуем воспользоваться калькуляторами пени/штрафа, начисляемого поставщику.