Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки По договору с единственным поставщиком был выполнен проект структурированной кабельной системы здания. Итогом исполнения договора является рабочая документация, которая содержит в том числе поэтажные планы здания. Обязательно ли прикладывать эту рабочую документацию к аукционной документации на реализацию разработанного проекта? Или возможно в техническом задании указать только основные параметры (какое оборудование нужно, что будет выполняться и т.д.), а саму рабочую документацию предоставить только победителю аукциона?

По договору с единственным поставщиком был выполнен проект структурированной кабельной системы здания. Итогом исполнения договора является рабочая документация, которая содержит в том числе поэтажные планы здания.
Обязательно ли прикладывать эту рабочую документацию к аукционной документации на реализацию разработанного проекта? Или возможно в техническом задании указать только основные параметры (какое оборудование нужно, что будет выполняться и т.д.), а саму рабочую документацию предоставить только победителю аукциона?

К сожалению, мы не можем дать однозначного ответа на данный вопрос, поскольку ответ на него зависит от технической оценки необходимости приложения описанной в вопросе документации к документации об аукционе для определения участниками закупки объема работ, подлежащих выполнению по контракту, для формирования ценовых предложений. Поясним подробнее.
Отнесение объема работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по контракту, к существенным условиям следует как из норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так и из норм Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан данный Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ) и которые должны применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами этого Закона (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору, в частности, строительного подряда в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Также по договору на выполнение проектных и изыскательских работ объем работ определяется заданием на проектирование (п. 1 ст. 759 ГК РФ). Приведенные нормы Гражданского кодекса РФ применяются к государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ также и в силу указания на соответствующие нормы в п. 1 ст. 763 ГК РФ. Равным образом по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, то есть совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
В этой же связи, наконец, следует обратить внимание на то, что ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливая общее правило, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, одновременно устанавливает и исключения для изменения таких условий по соглашению сторон, в том числе и касающиеся изменения количества товара, объема работ или услуг (п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, объем работ или услуг по контракту является его существенным условием, поскольку оно названо таковым в законе.
Кроме того, из приведенных выше п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 779 ГК РФ можно сделать вывод, что в контракте должно быть определено содержание работ, то есть составляющие предмет контракта виды работ. В отношении строительных работ это определенно следует из также приведенных выше п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 759, п. 1 ст. 763 ГК РФ, причем техническая документация, определяющая содержание таких работ, должна включаться в документацию о закупке (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
Следует обратить внимание, что из указаний гражданского и градостроительного законодательства - из п. 2 ст. 740, п. 1 ст. 743, ст. 758 ГК РФ, ч.ч. 1, 2, 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) - следует, что проектная (техническая) документация, представляющая собой материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения выполнения соответствующих работ, составляется именно для определения объемов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества). Подготовка аналогичной проектной документации для определения объема каких-либо иных работ законодательством не предусмотрено.
Соответственно, документ, названный "проект структурированной кабельной системы здания", не является проектом в вышеописанном понимании (архитектурно-строительным проектом).
Поэтому, естественно, на рассматриваемый случай не распространяется указание п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, согласно которому при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства документация о закупке должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за предусмотренными указанной нормой исключениями. Подтверждение этому выводу можно найти в решении УФАС по Саратовской области от 16.04.2020 N 064/06/110.2-558/202, решении УФАС по Челябинской области от 22.07.2019 N 517-ж/2019, решении УФАС по Тамбовской области от 07.02.2020 N 068/06/64-58/2020.
Вместе с тем следует обратить внимание на указание п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, что включение в предусмотренных этим пунктом случаях проектной документации в документацию о закупке является надлежащим исполнением требований п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, то есть требованиям об описании объекта закупки через его функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики; использовании при этом описании стандартизированных в соответствии с законодательством показателей, требований, условных обозначений и терминологии; включение в описание объекта спецификаций, планов, чертежей, эскизов, фотографий.
В этой связи следует иметь в виду, что достаточность описания в документации о закупке функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик работ, выполняемых по контракту, и их результата, а также необходимость включения в такое описание спецификаций, планов, чертежей, эскизов, фотографий относятся к категории оценочных понятий.
Это показывает и найденная нами правоприменительная практика по схожим ситуациям.
Так, например, в решении УФАС по Республике Башкортостан от 29.07.2020 N 002/06/105-2073/2020, принятому по жалобе участника закупки, в котором, в частности, указывалось, что "заказчик не приложил проектную документацию с местами забуривания, привязанными к местности", указывалось, что "согласно п. 3.3.2 проекта Контракта... материалы топографической съемки, в случае необходимости, будут представлены Подрядчику после заключения муниципального контракта. Согласование с Заказчиком проведения земляных работ в местах пересечения с инженерными коммуникациями является условием/требованием заказчика". В итоге довод заявителя был признан необоснованным. Схожая оценка содержания документации о закупке дана в решение УФАС по Новосибирской области от 31.07.2019 N 054/06/33-1462/2019.
Однако в ряде иных случаев необходимость приложения проектной документации может следовать из специальных нормативных правовых актов, в том числе из сферы технического регулирования, например, при монтаже пожарной сигнализации (смотрите решение УФАС по Санкт-Петербургу от 02.03.2015 N 44-571/15, постановление АС Уральского округа от 20.06.2018 N Ф09-3454/18). Однако не следует считать, что техническая необходимость приложения проекта может определяться только указаниями специальных норм.
Кроме того, техническая необходимость приложения проектов, планов и т.п. может определяться не только указаниями нормативных актов. Так, в решении УФАС по Санкт-Петербургу от 20.08.2019 N 11-216/19 признано, что заказчик не дал надлежащих разъяснений положений документации о закупке при рассмотрении ответов, в том числе на такие вопросы, как: "почему в составе документации размещенного заказа не приложены экспликации помещений, где требуется осуществлять планировку и проектирование?", "Почему определяющие предмет закупки документы (планы, техпаспорт) не размещены в составе документации?".
Резюме существа претензий к отсутствию такого рода документов можно найти в решении УФАС по Москве от 07.09.2017 N 1-00-2034/77-17, которое принято в отношении закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", однако, на наш взгляд, отражает общий принцип определения полноты документации о закупках: "неразмещение в составе Аукционной документации разработанной проектной документации, ссылка на которую имеется в Аукционной документации, может ограничить возможность формирования корректной заявки, а также ценового предложения при формировании и подаче заявки на участие в Аукционе".
Таким образом, как и было сказано, ответ на рассматриваемый вопрос зависит от технической оценки необходимости приложения указанных документов к документации об аукционе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

23 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.