Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Необходимо осуществить закупку сервера, включенного в Перечень иностранной радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. Можно ли установить в техническом задании на закупку сервера дополнительные характеристики к нему, которые не предусмотрены в позиции каталога (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145)? Что для этого необходимо сделать?

Необходимо осуществить закупку сервера, включенного в Перечень иностранной радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Можно ли установить в техническом задании на закупку сервера дополнительные характеристики к нему, которые не предусмотрены в позиции каталога (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145)? Что для этого необходимо сделать?

Статьей 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено ведение в единой информационной системе (далее - ЕИС) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), который используется в том числе для описания объектов закупки, включаемого в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пп. б п. 2 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
При этом, как следует из п. 4 Правил использования КТРУ, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б"-"г" и "е"-"з" п. 10 Правил формирования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Иными словами, по общему правилу, если закупаются товары, работы или услуги, информация о которых включена в КТРУ, то описание объекта закупки осуществляется по соответствующей позиции в КТРУ (смотрите п. 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письмо Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Однако указанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Сказанное означает, что при наличии в КТРУ товаров, включенных в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением N 878, при описании объекта закупки заказчик не вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию/дополнительные потребительские свойства, а обязан включать только информацию, предусмотренную КТРУ. При этом, как разъяснено в п. 4 письма Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463, указанное правило действует вне зависимости от установления в соответствии с Постановлением N 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Несоблюдение указанного требования может повлечь претензии со стороны контролирующих органов*(1).
Однако необходимо учитывать, что в КТРУ может не содержаться радиоэлектронная продукция, необходимая заказчику. В связи с этим необходимо учитывать требования п. 7 Правил использования КТРУ, согласно которому в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (смотрите также письмо Минфина России от 11.01.2019 N 02-06-10/556, письмо Минфина России от 12.02.2020 N 24-06-05/9326).
Таким образом, если при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в КТРУ не найдется необходимой заказчику позиции такой продукции, он вправе независимо от запрета, установленного п. 5 Правил использования КТРУ, при описании объекта закупки в качестве ее кода указать соответствующий код ОКПД2 и осуществить описание продукции в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Сказанное подтверждает правоприменительная практика*(2). При этом очевидно, что в каждом конкретном случае при возникновении спора о несоблюдении требований п. 5 Правил использования КТРУ по причине отсутствия в КТРУ необходимой заказчику радиоэлектронной продукции окончательное решение по данному вопросу может принять только суд.
В заключение отметим, что вопрос о наличии в КТРУ конкретной позиции, соответствующей объекту планируемой закупки, равно как и об обоснованности применения заказчиком п. 7 Правил использования КТРУ, является не правовым, а техническим, так как зависит от конкретных характеристик закупаемой заказчиком радиоэлектронной продукции. Данный вопрос должен решаться заказчиком самостоятельно (при необходимости с привлечением техническим специалистов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

2 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, решение УФАС по Красноярскому краю от 18.08.2020 N 024/06/105-2329/2020, решение УФАС по Омской области от 18.08.2020 N 055/06/33-830/2020, решение УФАС по Республике Хакасия от 03.08.2020 N 019/06/33-878/2020, решение УФАС по Ставропольскому краю от 28.07.2020 N 026/06/64-1666/2020, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 28.07.2020 N 44-4234/20, решение УФАС по Республике Тыва от 10.04.2020 N 017/06/105-67/2020.
*(2) Смотрите, например, решение УФАС по Красноярскому краю от 18.08.2020 N 024/06/105-2347/2020, решение УФАС по Самарской области от 14.08.2020 N 1261-14752-20/4, решение УФАС по Краснодарскому краю от 06.08.2020 N 023/06/64-3736/2020.