Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки По результатам электронного аукциона, проводимого с предоставлением преимущества для участия организациям инвалидов, с начальной (максимальной) ценой контракта - 156 233,21 руб. была подана единственная заявка от участника, являющегося субъектом малого предпринимательства. Аукцион признан несостоявшимся. По какой цене следует заключить контракт в данном случае? Должен ли данный участник предоставить обеспечение исполнения контракта (участник заявляет, что вправе не предоставлять обеспечение, так как он является субъектом малого предпринимательства)?

По результатам электронного аукциона, проводимого с предоставлением преимущества для участия организациям инвалидов, с начальной (максимальной) ценой контракта - 156 233,21 руб. была подана единственная заявка от участника, являющегося субъектом малого предпринимательства. Аукцион признан несостоявшимся.
По какой цене следует заключить контракт в данном случае? Должен ли данный участник предоставить обеспечение исполнения контракта (участник заявляет, что вправе не предоставлять обеспечение, так как он является субъектом малого предпринимательства)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае контракт должен быть заключен по цене, равной НМЦК. При этом единственный участник закупки, с которым заключается контракт, должен предоставить обеспечение исполнения контракта.

Обоснование вывода:
1. Прежде отметим, что в силу требований, установленных ст. 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при осуществлении закупок заказчик обязан предоставлять преимущества, помимо прочего, организациям инвалидов, перечисленным в ч. 2 указанной статьи. При этом в отличие от преимуществ, установленных ст. 30 Закона N 44-ФЗ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП), отдельные закупки с участием исключительно организаций инвалидов (а также организаций уголовно-исполнительной системы, далее - УИС) не осуществляются даже в том случае, если в извещениях и документации о закупках указана информация о предоставлении преимуществ участвующим в закупках организациям инвалидов (либо организациям УИС). Участвовать в таких закупках могут любые лица. Условием предоставления преимущества является победа организации инвалидов или организации УИС в проводимой процедуре определения контрагента*(1).
Как следует из ч. 1 ст. 71, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем (ч. 16 ст. 66 этого Закона) и такая заявка и сам участник признаны соответствующими требованиям данного закона и документации об аукционе, с таким участником заключается контракт как с единственным участником на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 указанного Закона. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 той же статьи, пунктом 2 которой, в частности, установлено, что в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, в том числе на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется по цене, не превышающей НМЦК, а также цену контракта, предложенную участником закупки (если в соответствии с Законом N 44-ФЗ заявка участника закупки содержит предложение о цене контракта и (или) предусмотрена подача участником закупки такого предложения).
В связи с этим следует учитывать, что порядок проведения электронного аукциона предполагает снижение НМЦК, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в соответствии с правилами ст. 68 Закона N 44-ФЗ (смотрите ч. 4 указанной статьи). В ходе аукциона предложения о цене подаются на стадии его проведения, при этом в заявках участников как таковых предложений о цене не содержится. Соответственно, выполнение требования п. 2 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, практически не представляется возможным. В таком случае с учетом требований ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в проекте контракта в качестве цены контракта может быть указана только НМЦК (либо начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, далее - НСЦЕ) (смотрите письмо Минфина РФ от 24.08.2018 N 24-03-07/60620, письмо Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 24.09.2018 N 45-05-10-1526/18). В письме от 07.07.2020 N 24-01-07/58652 Минфин России разъяснено, что поскольку в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, участником электронного аукциона еще не было подано предложение о цене контракта при проведении аукциона, в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ следует включать НМЦК.
Таким образом, в описанной ситуации контракт должен быть заключен по цене, равной НМЦК.
2. Как следует из ч.ч. 1, 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, если закупка проводится исключительно среди СМП (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ) и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, то участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения контрагента, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, если до заключения контракта он предоставит содержащуюся в реестре контрактов информацию, подтверждающую исполнение им (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек. Сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Одновременно положениями ч. 64 ст. 112 Закона N 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года заказчику предоставлено право при осуществлении закупок среди СМП до 31 декабря 2020 года не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса*(2).
Внесенные в Закон N 44-ФЗ изменения не запрещают заказчику устанавливать требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок среди СМП, а лишь предоставляют ему право не делать этого (причем за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса). Положения ст. 96 Закона N 44-ФЗ в той части, в которой они предусматривают альтернативу предоставлению обеспечения исполнения контракта, остались неизменными: лицо, с которым заключается контракт, предоставляет либо такое обеспечение, либо информацию, указанную в ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Возможности предоставить вместо обеспечения контракта информацию об исполненных контрактах, сумма цен которых менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Поэтому невыполнение лицом, с которым заключается контракт, ни одного из вышеупомянутых требований повлечет признание его уклонившимся от заключения контракта (ч. 13 ст. 83.2 и ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Проводилась закупка горячего питания для граждан пожилого возраста способом электронного аукциона. Контракт заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Контрактом предусмотрен конкретный объем услуг. Начальная (максимальная) цена контракта - 291 678,00 руб., стоимость одного горячего обеда - 173,00 руб., количество обедов - 1686 шт. Электронный аукцион не состоялся, была подана только одна заявка. Заказчик и участник договорились о цене одного горячего обеда - 145,00 руб. Можно ли в процессе исполнения контракта снизить цену одного горячего обеда, не изменяя количества, а в конце исполнения расторгнуть контракт? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

12 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите об этом подробно в материале Энциклопедия решений. Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.
*(2) Указанная норма вступила в силу с 1 апреля 2020 года (ст.ст. 11, 21 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ).