Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Начальная минимальная цена контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона на оказание услуг по приобретению железнодорожных билетов, - 2 860 000,00 руб., цена единицы услуги (вознаграждение за оформление билетов) - 300 руб. В соответствии с ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ участник пошел на повышение цены единицы услуги за право заключить контракт и победил с суммой 20 000,01 руб. Контракт в итоге заключен по цене - 2 860 000,00 руб., цене за единицу услуги - 0 руб. За право заключения контракта участник перед заключением перечислил заказчику 20 000,01 руб. Правильно ли в данной ситуации заказчик принял от участника единовременно сумму в 20 000,01 руб., или следует за каждое оформление билетов платить вознаграждение 20 000,01 руб.? Какое значение следовало указать в цене заключаемого контракта: 2 860 000,00 руб. или 20 000,01 руб.?

Начальная минимальная цена контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона на оказание услуг по приобретению железнодорожных билетов, - 2 860 000,00 руб., цена единицы услуги (вознаграждение за оформление билетов) - 300 руб. В соответствии с ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ участник пошел на повышение цены единицы услуги за право заключить контракт и победил с суммой 20 000,01 руб. Контракт в итоге заключен по цене - 2 860 000,00 руб., цене за единицу услуги - 0 руб. За право заключения контракта участник перед заключением перечислил заказчику 20 000,01 руб.
Правильно ли в данной ситуации заказчик принял от участника единовременно сумму в 20 000,01 руб., или следует за каждое оформление билетов платить вознаграждение 20 000,01 руб.? Какое значение следовало указать в цене заключаемого контракта: 2 860 000,00 руб. или 20 000,01 руб.?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае сумма - 20 000,01 руб. является платой за право заключения контракта победителем закупки, именно это значение следует указать в контракте в качестве цены. Сумма 20 000,01 руб. подлежит уплате победителем аукциона заказчику до заключения контракта единовременно. Цена единицы услуги в таком случае составляет 0 рублей.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном указанной статьей. Согласно ч. 5 ст. 68 Закона N 44-ФЗ если в соответствии с Законом N 44-ФЗ количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном указанной статьей.
По общему правилу победителем электронного аукциона признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе (ч. 10 ст. 69 Закона N 44-ФЗ). По результатам электронного аукциона именно с этим лицом (если он не уклонится от заключения контракта) по предложенной им цене и на условиях, указанных в извещении и документации об аукционе, заказчиком заключается контракт (ч.ч. 1, 2, 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). В то же время положениями ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента НМЦК или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона N 44-ФЗ о порядке проведения такого аукциона с учетом особенностей, установленных пунктами 1-4 указанной части. Победителем такого электронного аукциона признается участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 11 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием ЕИС в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 той же статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ. При этом в силу ч. 12 той же нормы в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается только после внесения участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также представления обеспечения исполнения контракта.
По смыслу норм Закона N 44-ФЗ, а также Гражданского кодекса РФ, на положениях которого основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), под ценой контракта (как и любого гражданско-правового договора) понимается размер платы, которую лицо, являющееся покупателем (заказчиком) по договору, обязано уплатить контрагенту (продавцу, подрядчику, исполнителю и т.п.) за передаваемые товары, выполненные работы, оказанные услуги и т.п. (смотрите, в частности, ст. 424 ГК РФ, ч. 13 ст. 34, ч.ч. 2 и 3 ст. 70, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Иными словами, заказчик обязан оплатить выполненные по контракту работы (оказанные услуги, поставленные товары) по предусмотренной контрактом цене. Из положений Закона N 44-ФЗ не следует, что по результатам предусмотренных этим Законом способов определения контрагента могут заключаться безвозмездные договоры. В связи с этим Минфин России в своих письмах разъясняет, что заключение контракта с ценой, равной нулю, противоречит положениям гражданского и бюджетного законодательства (смотрите письма этого органа от 12.02.2020 N 24-03-07/9524, от 03.03.2020 N 24-03-07/15872). При этом в этих же разъяснениях, а также в документах правоприменительной практики обращается внимание на то, что заключаемые на продажу права заключения государственные контракты являются возмездными именно постольку, поскольку заказчик в рассматриваемом случае получает плату от победителя торгов, тогда как оказываемое контрагентом по такому контракту исполнение (в том числе услуги) оплате со стороны заказчика не подлежит (постановление Восемнадцатого ААС от 06.02.2020 N 18АП-19741/19, оставленное без изменения постановлением АС Уральского округа от 15.07.2020. N Ф09-3935/20). В постановлении АС Дальневосточного округа от 10.06.2019 N Ф03-1889/19 по делу N А51-12032/2018 указано, что цена, уплачиваемая за право заключения контракта, фактически является условием к заключению сделки, а не действиями, направленными на исполнение условий самого контракта, поскольку уплаченная стоимость за право заключить контракт не связана с ценой контракта, а представляет собой выкупную стоимость приобретения названного права.
С учетом сказанного в рассматриваемой ситуации сумма - 20 000,01 руб. является платой за право заключения контракта победителем закупки, и именно это значение следует указать в контракте в качестве цены. Сумма 20 000,01 руб. подлежит уплате победителем аукциона заказчику до заключения контракта единовременно. Цена же самой единицы услуги в таком случае составляет 0 рублей.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Проведение электронного аукциона на право заключения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

3 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.