Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Имеет ли право государственный заказчик принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с отказом поставщика заменить товар, в приемке которого заказчиком было отказано по причине несоответствия товара (запасные части к автомобилю) условиям контракта (поставщик не согласен с отказом в приемке)? На каком основании принимать решение об одностороннем отказе (в извещении, документации о закупке и контракте отсутствует указание на товарный знак, однако указаны номера запчастей по каталогу определенного производителя)?

Имеет ли право государственный заказчик принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с отказом поставщика заменить товар, в приемке которого заказчиком было отказано по причине несоответствия товара (запасные части к автомобилю) условиям контракта (поставщик не согласен с отказом в приемке)? На каком основании принимать решение об одностороннем отказе (в извещении, документации о закупке и контракте отсутствует указание на товарный знак, однако указаны номера запчастей по каталогу определенного производителя)?

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в документации о закупке при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 указанного закона в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении, в частности, товарных знаков, фирменных наименований, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эти требования применяются при подготовке документации о закупке любым способом и извещении о запросе котировок.
Закон N 44-ФЗ не содержит специальных указаний, которые бы касались возможности использования артикулов или каталожных номеров товара при описании объекта закупки. Запрет на такое использование из положений указанного Закона напрямую не вытекает. Поэтому при определенных условиях заказчик вправе указывать в документации о закупке артикулы запасных частей в соответствии с каталогами, составленными заводом-изготовителем (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2018 г. N Ф06-31116/18 по делу N А65-14098/2017). При этом нужно учитывать, что артикул запасной части к автомобилю представляет собой используемую конкретным производителем маркировку, идентифицирующую деталь. Следовательно, использование таких артикулов при описании объекта закупки и в контракте может рассматриваться как ограничивающее возможность поставки аналогичных (совместимых) запасных частей иных производителей. А поскольку, с учетом вышеприведенной нормы, такое ограничение допускается лишь при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также когда необходимость использования оригинальных запасных частей предусмотрена технической документацией на машины и оборудование, при описанных обстоятельствах использование заказчиком при описании объекта закупки каталожных номеров (артикулов) может быть квалифицировано как нарушение (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 апреля 2020 г. N 014/06/59-916/2020).
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за некоторыми исключениями. Следовательно, если в контракт правомерно включены указания, например, на наименование страны происхождения товара, на товарный знак и т.п., поставляемый товар должен соответствовать этим требованиям. Очевидно, что такие критерии, как наименование страны происхождения, товарный знак и т.п., не являются условиями о качестве. Однако товар, не отвечающий этим критериям, по существу не может рассматриваться как товар, предусмотренный контрактом*(1). Следовательно, поставка такого товара не свидетельствует о надлежащем исполнении контракта, и независимо от того, является ли товар качественным, у заказчика нет оснований для его приемки. При таких обстоятельствах если до истечения предусмотренного контрактом срока поставщиком не будет поставлен товар, соответствующий условиям контракта, имеет место просрочка поставки, которая принципиально может явиться основанием для отказа заказчика от исполнения контракта (ст. 95 Закона N 44-ФЗ, ст. 523 ГК РФ)*(2).
Если же подобные условия (о стране происхождения, товарном знаке и т.п.) в контракте отсутствуют, поставщиком может быть поставлен товар любого производителя, происходящий из любой страны. В этом случае если наименование товара и его назначение соответствуют контракту, у заказчика нет оснований для отказа в его приемке, за исключением случая ненадлежащего качества товара. В последнем случае заказчик, во-первых, обязан направить поставщику письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ), а во-вторых, если такая возможность предусмотрена контрактом, вправе отказаться от исполнения контракта в связи с поставкой товара ненадлежащего качества (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2017 г. N Ф08-10239/17 по делу N А32-21412/2016, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2019 г. N 19АП-4342/19, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 декабря 2019 г. N Ф10-5858/19). При этом, разумеется, должны быть соблюдены правила, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, а также условия, необходимые в соответствии с ГК РФ для отказа от договора поставки (п. 1 ст. 518, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 523 ГК РФ)*(3).
Оценить в рамках этого ответа, какой из двух упомянутых вариантов имеет место в рассматриваемой ситуации, не представляется возможным, поскольку частично решение этого вопроса определяется условиями контракта (и, возможно, документации о закупке), а частично - технической составляющей, основанной на результатах проверки соответствия фактически поставленных деталей условиям контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

2 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

--------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом его качество вполне может соответствовать условиям контракта о качестве или обычно предъявляемым требованиям (ст. 469 ГК РФ).
*(2) Напомним, что ст. 523 ГК РФ прямо не предусматривает возможности отказа поставщика от исполнения договора поставки в случае однократного нарушения срока поставки. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, в качестве существенного нарушения квалифицируется продолжительное однократное нарушение срока поставки (постановления Четвертого ААС от 07.03.2012 N 04АП-5518/11, АС Уральского округа от 07.05.2015 N Ф09-2497/15, ФАС Московского округа от 19.12.2013 N Ф05-15860/13). Похожая ситуация рассмотрена, например, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2018 г. N Ф04-4595/18 по делу N А27-26800/2017, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2018 г. N Ф06-28252/17 по делу N А65-26603/2016, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2018 г. N 09АП-47006/18.
*(3) Смотрите в связи с этим материалы: Энциклопедия решений. Качество товара по договору купли-продажи (поставки); Энциклопедия решений. Расторжение договора поставки; Энциклопедия решений. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.