Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Осуществляется закупка в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Обязан ли заказчик продлевать срок подачи заявок при размещении извещения о проведении запроса котировок, например, 08.04.2020, с учетом того, что дни в период с 06.04.2020 по 30.04.2020 являются нерабочими днями согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 N 239?

Осуществляется закупка в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязан ли заказчик продлевать срок подачи заявок при размещении извещения о проведении запроса котировок, например, 08.04.2020, с учетом того, что дни в период с 06.04.2020 по 30.04.2020 являются нерабочими днями согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 N 239?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик может не продлевать срок подачи заявок.

Обоснование позиции:
Минимальный срок подачи заявок на участие в запросе котировок в соответствии с ч. 21 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), согласно которой при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе (далее - ЕИС), не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Поскольку Закон N 223-ФЗ специальных правил исчисления сроков не содержит, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчики, на которых распространяется действие Закона N 223-ФЗ, руководствуются в том числе нормами ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), по вопросам исчисления сроков следует обращаться к правилам главы 11 ГК РФ. В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Определенные указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239 дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г., с 4 по 30 апреля 2020 г. объявлены нерабочими. В ряде разъяснений указывается, что дни, определенные Указами N 206, 239 в качестве "нерабочих", имеют особый статус и не относятся ни к нерабочим праздничным, ни к выходным дням, определенным ст.ст. 111,112 ТК РФ (смотрите, например, п. 3 Рекомендаций Минтруда РФ от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696).
Минфин России в письме от 27.03.2020 N 24-06-08/24649, обратив внимание на неодинаковый режим работы и отдыха у всех участников правоотношений, возникающих при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также на установленный ст. 113 ТК РФ запрет работы (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ) в нерабочие дни, рекомендовал заказчикам по Закону N 223-ФЗ продлить сроки подачи заявок на участие в процедурах закупок, если указанный срок приходится на определенные Указом N 206 нерабочие дни. Иные предусмотренные Законом N 223-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения договора, срок внесения информации о договоре в реестр договоров), истекающие в нерабочие дни, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем необходимые действия, по мнению Минфина РФ, могут быть осуществлены как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день (п. 5 письма).
Аналогичные разъяснения Минфина России применительно к нерабочим дням с 4 по 30 апреля 2020 г. на данный момент отсутствуют.
Нормативно специальные правила исчисления сроков в период с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно на сегодняшний день определены лишь применительно к отношениям, связанным с осуществлением закупок на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (смотрите постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 443, вступившее в силу с 6 апреля 2020 г.). В частности, в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года, определенных п. 1 Указа N 239, предусмотренные Законом N 44-ФЗ и соответствующими нормативными актами сроки, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении указанных сроков. Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на определенный Указом N 239 нерабочий день, то днем окончания срока считается этот нерабочий день, за исключением случая, если последний день срока приходится на субботу или воскресенье. В этом случае днем окончания срока считается следующий за ними понедельник. Иными словами, в целях исчисления сроков, исчисляемых при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ, объявленные Указом N 239 нерабочими дни приравниваются к рабочим, за исключением суббот и воскресений.
Аналогичного нормативного акта, регламентирующего порядок исчисления сроков в период с 4 по 30 апреля 2020 года для целей осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ, не принято. В письме ФАС от 05.04.2020 N МЕ/28054/20 разъяснено, что заказчики (уполномоченные органы) вправе осуществлять закупки, а электронные площадки должны обеспечить их проведение в обычном рабочем режиме. При этом операторам электронных площадок в своей работе следует учитывать особенности, предусмотренные для субботы и воскресенья законодательством Российской Федерации о контрактной системе, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для применения по аналогии (ст. 6 ГК РФ) правил, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 443. Соответственно, заказчик может не продлевать срок подачи заявок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

9 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.