Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Нужно ли указывать идентификационный код закупки в договорах стоимостью до 100 тыс. руб.?

Нужно ли указывать идентификационный код закупки в договорах стоимостью до 100 тыс. руб.?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Формально идентификационный код закупки действительно должен указываться в каждом контракте, в том числе и в заключаемом с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем без дополнительных к тому оснований. Однако на практике, полагаем, реализация данного требования может представиться невозможной.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных указанным Законом. Исключений для каких-либо категорий контрактов данной нормой не предусмотрено.
Порядок формирования идентификационного кода закупки (далее - Порядок) на основании ч. 2 ст. 23 Закона N 44-ФЗ утвержден приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н. Согласно п. 5 Порядка структура и состав ИКЗ представляют собой 36-значный цифровой код, цифры (разряды) которого обозначают в том числе:
- номер закупки, включенной в план-график закупок - 23-26 разряды;
- порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в 23-26 разрядах ИКЗ, - 27-29 разряды (значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике);
- информация о коде объекта закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности - 30-33 разряды.
Особенности формирования ИКЗ в отношении отдельных категорий контрактов установлены п. 6 Порядка. В частности, в отношении контрактов, заключаемых на основании специально указанных норм Закона N 44-ФЗ, в том числе п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 этого Закона, на основании которых контракты с единственным контрагентом могут быть заключены только в зависимости от их цены - 300 тысяч и 600 тысяч рублей соответственно, предусмотрено, что при формировании ИКЗ в 30-33 разрядах такого ИКЗ, предназначенных для информации о коде объекта закупки, указываются значения "0" (абзац второй п. 6 Порядка). Это указание следует понимать в системной связи с пп. "г" п. 18 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279, согласно которому информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с теми же нормами, что приведены и в п. 6 Порядка, включается в план-график в форме отдельной закупки в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. В качестве наименования объекта закупки в этих случаях указывается положение Закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления таких закупок.
В то же время п. 9 Порядка установлено, что на этапе размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в закупке закрытым конкурентным способом или заключения контракта с единственным контрагентом в 27-29 разрядах идентификационного кода закупки указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23-26 разрядах идентификационного кода закупки. Данный пункт никаких исключений, как и ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, не предусматривает, и никаких отсылок к абзацу второму п. 6 Порядка не содержит.
Соответственно, из буквального прочтения приведенных норм следует, что каждый контракт, в том числе заключаемый п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должен включать в свой текст свой собственный, индивидуальный ИКЗ.
Возможно, связь с абзацем вторым п. 6 Порядка имеет п. 7 Порядка, который гласит, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых Законом N 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, предусматривающими осуществление закупок в соответствии с этим Законом, не предусмотрена обязанность формировать и утверждать план-график, в 23-26 разрядах ИКЗ присваивается значение "0", а в 27-29 разрядах - значение, соответствующее порядковому номеру такой закупки, осуществляемой в соответствии с Законом N 44-ФЗ в текущем году. Поскольку "закупки, в отношении которых Законом N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность формировать и утверждать план-график," фактически не существуют, вероятно, здесь допущена ошибка в формулировке, и имеются в виду закупки, включение каждой из которых в план-график отдельной строкой не предусмотрено и которые и указаны в абзаце втором п. 6 Порядка. В таком случае это как раз подчеркивает обязательность указания ИКЗ для каждого контракта, заключаемого на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако это только предположение, поскольку, на наш взгляд, буквальное прочтение приведенной нормы не позволяет точно установить ее значение.
Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.
Следует также учитывать, что ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ позволяет заключать контракт на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 этого Закона в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок. То есть такие контракты могут заключаться не только путем составления и подписания сторонами единого документа ("договора"), но и, например, путем обмена документами, принятия письменного предложения заключить договор в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ (п. 3 ст. 434 ГК РФ), а также в устной форме (п. 2 ст. 161 ГК РФ) (письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, письмо Минфина России от 31.07.2014 N 02-02-04/37921). Осуществление таких закупок не требует ни обоснования цены контракта, ни размещения в единой информационной системе извещения (ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Оплата обязательств заказчика в случае таких закупок может осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм, с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (смотрите, например, письмо Минэкономразвития РФ от 28.03.2014 N Д28и-385, ответ на вопрос 31 в письме этого же органа от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Приведенные выше особенности заключения контракта на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ делают исполнение требования ч. 1 ст. 23 этого Закона и п. 9 Порядка об указании в контракте ИКЗ, мягко говоря, затруднительным. Последовательное же буквальное исполнение этих норм означает фактическое бездействие нормы ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в отношении указанных закупок.
Каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось, правоприменительная практика по понятным причинам отсутствует.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

17 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.