Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Согласно постановлению Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов", Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по условиям контракта организация должна заключить с банком договор банковского сопровождения контракта. Банк в свою очередь осуществляет мониторинг по открытому отдельному счету. Организация как Подрядчик обязана все расчеты вести по данному счету, в том числе закуп сырья и т.п. Это очень большой объем расчетов (контракт на 240 млн. руб., в отношении которого применяется режим простого банковского сопровождения). У исполнителя несколько контрагентов, в числе которых есть и поставщики, и субподрядчик (с которым заключен договор на 41 млн. руб.). Для расчета каждый поставщик товара должен открыть отдельный счет, чтобы с ним рассчитались со своего обособленного счета на открытый им специально для этой сделки счет. Существуют ли ограничения к выводу средств, оплаченных за работы по договору? Как вести расчеты по данному счету, какие есть ограничения? Можно ли не всем контрагентам открывать специальный счет для расчетов, а с некоторыми контрагентами вместо одного контракта заключить несколько мелких контрактов на сумму до 400 тысяч, чтобы не открывать счета?

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов", Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по условиям контракта организация должна заключить с банком договор банковского сопровождения контракта. Банк в свою очередь осуществляет мониторинг по открытому отдельному счету.
Организация как Подрядчик обязана все расчеты вести по данному счету, в том числе закуп сырья и т.п. Это очень большой объем расчетов (контракт на 240 млн. руб., в отношении которого применяется режим простого банковского сопровождения). У исполнителя несколько контрагентов, в числе которых есть и поставщики, и субподрядчик (с которым заключен договор на 41 млн. руб.). Для расчета каждый поставщик товара должен открыть отдельный счет, чтобы с ним рассчитались со своего обособленного счета на открытый им специально для этой сделки счет.
Существуют ли ограничения к выводу средств, оплаченных за работы по договору? Как вести расчеты по данному счету, какие есть ограничения? Можно ли не всем контрагентам открывать специальный счет для расчетов, а с некоторыми контрагентами вместо одного контракта заключить несколько мелких контрактов на сумму до 400 тысяч, чтобы не открывать счета?

 

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
Режим простого банковского сопровождения контракта не предполагает ограничений при определении целей расходования денежных средств, предоставляемых исполнителю в рамках исполнения контракта. При этом всем соисполнителям по соответствующему контракту необходимо открыть отдельный расчетный счет. "Дробление" договоров с соисполнителями с целью избежания данной обязанности может повлечь неблагоприятные последствия для исполнителя.

Обоснование вывода:
1. Прежде отметим, что согласно ч. 26 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 этого Закона. Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, определяют соответственно правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация (ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ). Правила осуществления банковского сопровождения контрактов утверждены постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 (далее - Правила, Постановление).
В п. 3 Постановления определены случаи банковского сопровождения контрактов для обеспечения федеральных нужд. В п. 4 Постановления установлены минимальные размеры НМЦК, с учетом значения которых высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации определяют случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд по общему правилу и минимальные значения, до которых такие пределы могут быть понижены решениями указанных органов.
Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке (ч. 3 ст. 35 Закон N 44-ФЗ). Согласно пп. "а" п. 2 Правил банковское сопровождение контракта представляет собой обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - исполнитель) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее - контрагенты-соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами. В соответствии с п. 3 Правил банковское сопровождение контракта в дополнение к проведению банком мониторинга расчетов в случаях и порядке, которые определены Правилами, может предусматривать оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта. Такое сопровождение именуется расширенным банковским сопровождением. Сопровождение, предусматривающее только мониторинг расчетов, принято именовать простым банковским сопровождением.
2. В п. 6 Правил приведены обязательные условия контракта, заключаемого с условием о простом банковском сопровождении. В числе таких обязательных условий - взаимные обязанности исполнителя и заказчика осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по сопровождаемому контракту на отдельном счете, открытом в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта (далее - отдельный счет). Обязательным условием заключаемого контракта является также обязанность исполнителя осуществлять расчеты с использованием отдельного счета с соисполнителями по договорам, заключаемым в рамках исполнения соответствующего контракта*(1). Исполнитель обязан предоставлять и заказчику, и банку сведения, перечисленные в абзаце четвертом пп. "а" п. 6 Правил, о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по сопровождаемому контракту соисполнителях.
Пунктами 13 и 14 Правил установлен перечень обязательных условий, которые должны содержаться в договоре о банковском сопровождении контракта, в том числе: порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям; порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета; условия и возможности списания по требованию заказчика денежных средств с отдельного счета, открытого поставщику, в размере предоставленного аванса на условиях, определенных сторонами в сопровождаемом контракте, в случае если сопровождаемым контрактом не предусмотрено предоставление обеспечения его исполнения. При этом ни Правилами, ни Законом N 44-ФЗ режим использования отдельного счета в рамках банковского сопровождения контракта, который бы в том числе предусматривал ограничения и полный запрет на совершение ряда операций, не установлен. Минфин России в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 разъясняет, что в случаях простого банковского сопровождения контракта банк не выполняет функции по контролю осуществляемых операций, обеспечивая только предоставление заказчику информации об указанных платежах в порядке, согласованном заказчиком и поставщиком.
Также отметим, что, притом что ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат как таковых ограничений или запрета на заключение исполнителем по контракту нескольких договоров с одним и тем же соисполнителем на поставку одноименных товаров, выполнение одних и тех же работ, оказание идентичных услуг, это, по нашему мнению, не исключает возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета договора с соисполнителем с целью несоблюдения требований об открытии отдельного счета для расчетов с ним в рамках контракта, установленных Правилами*(2).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

4 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Следует отметить, что в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 Минфин России разъясняет, что открывать отдельный расчетный счет в рамках исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ необходимо только тем соисполнителям, которым для исполнения своих обязательств по договору с исполнителем необходимо проводить операции, отражаемые на расчетных счетах (например, приобретать товары для поставки). В отсутствие же соответствующей необходимости отдельный счет не открывается. Однако, на наш взгляд, буквальное толкование императивной нормы п. 6 Правил о расчетах с соисполнителем с использованием отдельного счета не предполагает указанной возможности. Иных разъяснений или правоприменительной практики с аналогичной позицией нами не найдено.
*(2) Правоприменительной практики по данной проблеме обнаружить не удалось. Однако, на наш взгляд, в подобной ситуации не исключено применение подхода, выработанного по вопросу о закупке одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика. Смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика.