Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Произошла реорганизация учреждений путем слияния в одно учреждение. Учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Были заключены контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 данного закона. Должны ли учитываться при расчете предельного размера закупок, которые учреждение вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, контракты, заключенные ранее реорганизованными учреждениями?

Произошла реорганизация учреждений путем слияния в одно учреждение. Учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Были заключены контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 данного закона.
Должны ли учитываться при расчете предельного размера закупок, которые учреждение вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, контракты, заключенные ранее реорганизованными учреждениями?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указанные в вопросе контракты должны учитываться при расчете предельного размера закупок, которые учреждение вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в той части, в которой они подлежат оплате учреждением-правопреемником.
Однако мы не можем исключить и иного подхода.
Заключенные правопредшественниками контракты, исполненные до завершения процедуры реорганизации, учитываться при расчете предельного размера закупок не должны.

Обоснование позиции:
Реорганизация в форме слияния предполагает прекращение участвующих в реорганизации юридических лиц с переходом их прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу (п. 1 ст. 58 ГК РФ). Поэтому права и обязанности по контрактам, заключенным реорганизованными в форме слияния учреждениями, переходят к создаваемому в результате такого слияния учреждению.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики вправе осуществлять у единственного контрагента закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под совокупным годовым объемом закупок (СГОЗ) понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Отсюда следует, что в любом отдельно взятом календарном году СГОЗ по общему правилу следует определять как утвержденный общий объем финансового обеспечения согласно лимитам бюджетных обязательств или плану финансово-хозяйственной деятельности для оплаты гражданско-правовых договоров (контрактов) в этом году, независимо от того, в каком году и каким способом были заключены такие контракты.
Под текущим финансовым годом понимается год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (ст. 6 БК РФ). Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ). Очевидно, что для создаваемого бюджетного учреждения начало финансового года совпадает с датой его государственной регистрации (смотрите в связи с этим, например, п. 3 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н).
Напомним, что под закупкой в Законе N 44-ФЗ понимается совокупность осуществляемых заказчиком действий, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта, а если закупка не требует размещения извещения или направления приглашения принять участие в определении контрагента, она начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, заказчик, к которому в порядке универсального правопреемства перешли права и обязанности по контракту, заключенному его правопредшественником на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, осуществляя эти права и обязанности (оплачивая и (или) принимая исполненное по такому контракту), тем самым также осуществляет начатую его правопредшественником закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ не устанавливает специальных правил определения предельного размера закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ правопреемником заказчиков, реорганизованных в форме слияния. Определенно можно указать лишь на то, что заключенные правопредшественниками контракты, исполненные до завершения процедуры реорганизации, учитываться при расчете предельного размера закупок не должны, поскольку в осуществлении этих закупок правопреемник не участвовал.
Правоприменительной практики и разъяснений по этому вопросу мы также не обнаружили. В связи с этим мы можем изложить лишь собственное мнение относительно описанной ситуации.
Изложенные выше обстоятельства, на наш взгляд, допускают несколько возможных подходов.
1) Суммы, которые учреждение обязано оплатить по контрактам, заключенным его правопредшественниками на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должны учитываться при определении СГОЗ и при определении максимального объема закупок, предусмотренных указанной нормой. Именно такой подход представляется нам наиболее логичным.
2) Учитываться при определении максимального объема закупок, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должны все контракты, заключенные правопредшественниками, исполнение которых завершается правопреемником (даже если они были полностью оплачены до завершения реорганизации). Этот вариант, на наш взгляд, без достаточных оснований предполагает необходимость учета при расчете лимита тех закупок, по которым правопреемник не расходовал собственных средств.
3) Максимальный объем закупок, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должен определяться исходя из цен исключительно тех контрактов, которые заключает на основании указанной нормы непосредственно правопреемник. Этот подход основан на том, что формулировка п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничивает именно возможность выбора заказчиком соответствующего способа осуществления закупки.
Однозначно оценить вероятность применения контролирующим органом какого-либо из описанных (либо иного) подходов в рамках этой консультации не представляется возможным. За официальными разъяснениями по этому вопросу можно обратиться в ФАС России и в Минфин России (п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

К сведению:
Очевидно, что при описанных обстоятельствах не исключена вероятность того, что общий объем средств, оплаченных заказчиком по контрактам, заключенным реорганизованными в результате слияния учреждениями на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, превысит максимальный предел, предусмотренный указанной нормой. Формально такое превышение является правонарушением, ответственность за которое установлена ч.ч. 1 и 2 ст. 7.29 КоАП РФ (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 28 февраля 2018 г. N 7-ВП/2018, решение Ставропольского краевого суда от 14 февраля 2018 г. по делу N 7-117/2018). На наш взгляд, указанное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для привлечения к административной ответственности должностных лиц заказчика в связи с отсутствием вины (ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1, ст. 2.2, ст. 2.4 КоАП РФ). Однако при этом до окончания текущего финансового года вновь созданный заказчик будет лишен возможности осуществлять закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, поскольку это приведет к нарушению установленных указанной нормой ограничений уже непосредственно по вине должностного лица заказчика.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

31 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.