Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заказчик планирует осуществить закупку, предмет которой сформулирован следующим образом: "Выполнение работ по проектированию объекта капитального строительства". Вправе ли заказчик включить в техническое задание, помимо указания на выполнение работ по проектированию, также и требование о прохождении государственной экспертизы проектной документации при условии, что стоимость прохождения указанной экспертизы учтена в цене контракта?

Заказчик планирует осуществить закупку, предмет которой сформулирован следующим образом: "Выполнение работ по проектированию объекта капитального строительства".
Вправе ли заказчик включить в техническое задание, помимо указания на выполнение работ по проектированию, также и требование о прохождении государственной экспертизы проектной документации при условии, что стоимость прохождения указанной экспертизы учтена в цене контракта?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе включение в документацию о закупке указанного в вопросе условия не противоречит закону.

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) устанавливает требования к описанию заказчиком объекта закупки. Так, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). При этом из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона) следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. На то, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства, указывают представители уполномоченных государственных органов (письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 N Д28и-71) и судьи (решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16).
В Гражданском кодексе РФ, на нормах которого основывается Закон N 44-ФЗ (п. 1 ст. 2 этого Закона), деятельность по созданию проектной (технической) документации отнесена к одному из видов договора подряда (глава 37 ГК РФ) - подряду на выполнение проектных и изыскательских работ (параграф 4 главы 37 ГК РФ, п. 2 ст. 702 ГК РФ). При этом по указанному договору подрядчик обязан в том числе согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 760 ГК РФ). Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Таким образом, получение положительного заключения экспертизы подготовленной подрядчиком проектной документации является результатом выполненных работ, входящих в указанный в вопросе объект закупки, и фактически соответствует предусмотренной ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемке результатов, предусмотренных контрактом.
Изложенное согласуется также с правоприменительной практикой, которая свидетельствует о возможности включения в документацию при закупке работ по проектированию объекта капитального строительства условия о прохождении разработанной в ходе исполнения контракта проектной документации экспертизы (решение УФАС по Краснодарскому краю от 25 апреля 2018 г. N К-47/2018, решение УФАС по Свердловской области от 17 апреля 2018 г. N 531-З, решение ФАС России от 20 февраля 2018 г. N 18/44/105/144, решение УФАС по Республике Хакасия от 17 января 2018 г. N 03/КС).
Однако в случае возникновения спора окончательное решение по этому вопросу может принять только суд с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе формулировок, использованных в контракте, извещении и документации о закупке.

К сведению:
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении заказчиком договора в порядке, предусмотренном этим Законом (контракта), указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 этого же Закона.
Согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены даже в том случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ). В силу ст. 759 ГК РФ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Подрядчик же обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В силу ст. 762 ГК РФ дополнительные расходы подрядчика оплачиваются заказчиком лишь в том случае, если они вызваны не зависящими от подрядчика обстоятельствами, связанными с изменением исходных данных для выполнения проектных работ. Следовательно, при выполнении проектной документации подрядчик вправе требовать от заказчика увеличения цены контракта только в одном случае: в связи с изменением исходных данных, предоставленных заказчиком. Таким образом, в рассматриваемой ситуации положения Закона N 44-ФЗ и Гражданского кодекса РФ не содержат оснований для предъявления подрядчиком требований к заказчику об увеличении цены контракта, в том числе в случае необходимости прохождения повторной экспертизы подготовленной проектной документации (постановление Восемнадцатого ААС от 29 января 2019 г. N 18АП-18291/18, постановление Третьего ААС от 20 февраля 2017 г. N 03АП-132/17).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: ООО (подрядчик) в ноябре 2013 года заключило муниципальный контракт на выполнение проектных работ. Подрядчик после согласования выполненного проекта с заказчиком должен также получить положительное заключение государственной экспертизы. Проект не прошел с первого раза государственную экспертизу. Проектировщик доработал проектную документацию самостоятельно и теперь требует от заказчика увеличения цены контракта за выполнение дополнительных работ - подготовку всех разделов проектной документации. Может ли подрядчик в данной ситуации требовать от заказчика увеличения цены контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

26 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.