Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Акционерное общество хочет заключить договор поставки на 1100 тыс. руб. В пункте договора указали, что общая стоимость товара определяется в спецификациях, следовательно, сумму в 1100 тыс. руб. поделили до 98 945 рублей на 12 спецификаций. Нарушает ли акционерное общество Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"? Если нарушает, то с целью избежать ответственности можно ли разделить на 12 договоров с указанием цены до 100 тыс. руб., а не заключать один договор и разделять на несколько спецификаций?

Акционерное общество хочет заключить договор поставки на 1100 тыс. руб. В пункте договора указали, что общая стоимость товара определяется в спецификациях, следовательно, сумму в 1100 тыс. руб. поделили до 98 945 рублей на 12 спецификаций. Нарушает ли акционерное общество Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"? Если нарушает, то с целью избежать ответственности можно ли разделить на 12 договоров с указанием цены до 100 тыс. руб., а не заключать один договор и разделять на несколько спецификаций?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поставка товара по нескольким спецификациям в рамках одного договора не освобождает заказчика от необходимости сформировать план закупки и разместить его, а также информацию о закупке в единой информационной системе.
Формально заказчик не лишен права приобретать необходимые ему товары по нескольким договорам, но в конкретной ситуации действия заказчика по разделению общего количества товара на 12 договоров может быть квалифицировано как искусственное дробление закупки, что повлечет за собой неблагоприятные последствия для заказчика.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (ЕИС) в соответствии с Законом N 223-ФЗ (если информация о таких закупках подлежит размещению в ЕИС). Исключение из этого правила составляют случаи возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.
Часть 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что заказчик размещает в ЕИС план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок и сроки размещения в ЕИС такого плана устанавливаются Правительством РФ.
Абзацем вторым п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, далее - Правила) предусмотрено, что в плане закупки могут не отражаться с учетом ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, - сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.
То есть, исходя из ч. 5.1 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, по общему правилу заказчик обязан сформировать план закупки и разместить его в ЕИС. Составление и размещение в ЕИС плана закупки является необходимым условием осуществления любых закупок товаров, работ и услуг стоимостью свыше 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей). При осуществлении таких закупок, за исключением отдельных случаев, заказчик обязан разместить в ЕИС и информацию о конкретной закупке (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Несоблюдение этих требований может повлечь за собой административную ответственность заказчика и его должностных лиц (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Определение понятия "закупка" в Законе N 223-ФЗ не содержится. Но по смыслу ч.ч. 1, 2 ст. 2, ч.ч. 5.1, 6 ст. 3, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ и других положений этого федерального закона под закупкой понимается последовательность действий заказчика по определению поставщика (исполнителя, подрядчика), заключению и исполнению договора, обязательством по которому является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги. То есть в рамках каждой закупки с контрагентом (победителем определения поставщика, исполнителя или подрядчика) заключается договор на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги.
Очевидно, что поставка отдельных партий товара по 12 спецификациям в рамках одного договора не означает осуществления 12 закупок. Поскольку договор предусматривает общую стоимость (цену) всех товаров, обязательство поставщика передать их заказчику, речь идет об одной закупке независимо от количества партий поставляемого товара и оформляемых сторонами спецификаций. Так как стоимость закупки превышает установленный ценовой предел (100 тыс. рублей для этой ситуации), такая закупка должна осуществляться в соответствии с планом закупки, размещенным заказчиком в ЕИС.
Безусловно, заказчик в принципе не лишен возможности закупать необходимые ему товары в рамках отдельных договоров (например, по мере возникновения необходимости в определенном количестве товара). Формально заключение нескольких договоров, цена каждого из которых не превысит 100 тыс. рублей, в этом случае закону не противоречит. Однако нельзя исключить вероятности того, что такое разделение общего количества товара на несколько договоров будет квалифицировано контролирующим органом как искусственное дробление закупки, если будет установлено, что заказчик закупил товары по нескольким договорам исключительно с целью избежать необходимости составления плана закупки и размещения информации о закупке в ЕИС. В таком случае это решение заказчика повлечет для него неблагоприятные последствия.
Обратим внимание, что сроки подготовки плана закупки определяются заказчиком самостоятельно с учетом установленных требований (п. 10 Правил).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с:
- Вопрос: Есть ли законодательные ограничения по закупкам до 100 т.р.? (ответ Комитета государственных закупок Мурманской области, февраль 2016 г.);
- Вопрос: Согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ закупки на сумму менее 500 тыс. руб. не публикуются на сайте госзакупок. Закупка материалов производится организацией ежеквартально для недопущения затоваривания склада, каждая - на сумму менее 500 тыс. руб., по итогам года общая сумма закупки данной продукции - более 500 тыс. руб. Организация заключает отдельные договоры на ремонт отдельной группы оборудования, каждый - на сумму менее 500 тыс. руб. Имеет ли организация право не размещать вышеуказанные закупки (договоры) на сайте госзакупок? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.);
- Вопрос: В целях исполнения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ ЗАО разработало и разместило на сайте Положение о закупке, согласно которому одним из случаев закупки продукции у единственного поставщика является закупка товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (без учета НДС). Является ли нарушением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ заключение разовых сделок на срок один месяц и ценой договора до 100 тыс. руб., если такие договоры могут заключаться ежемесячно в течение года с одним и тем же поставщиком? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2012 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

6 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.