Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Организация-заказчик (казенное учреждение) работает в силу своей специфики в праздничные дни января 2019 г. В кассе имеется остаток денежных средств 2018 г. (в пределах установленного лимита кассовой наличности) для обеспечения разрешения экстренных ситуаций в праздничные и выходные дни. Денежные средства соответственно включены в план закупок и план график 2018 года и сняты в кассу учреждения в последний рабочий день декабря 2018 года. 3 января 2019 года такая потребность возникла (поломка оперативной дежурной машины). Требуется приобретение запасной части по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (оплата за наличный расчет). В отношении какого года в рассматриваемом случае учитывается ограничение по совокупному годовому объему закупок заказчика?

Организация-заказчик (казенное учреждение) работает в силу своей специфики в праздничные дни января 2019 г. В кассе имеется остаток денежных средств 2018 г. (в пределах установленного лимита кассовой наличности) для обеспечения разрешения экстренных ситуаций в праздничные и выходные дни. Денежные средства соответственно включены в план закупок и план график 2018 года и сняты в кассу учреждения в последний рабочий день декабря 2018 года. 3 января 2019 года такая потребность возникла (поломка оперативной дежурной машины). Требуется приобретение запасной части по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (оплата за наличный расчет). В отношении какого года в рассматриваемом случае учитывается ограничение по совокупному годовому объему закупок заказчика?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае закупка учитывается в годовом объеме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), сопоставляемом с совокупным годовым объемом закупок 2019 года.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 11 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 этой статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. По смыслу ч. 4 ст. 17, ч.ч. 1 и 2, ч. 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ совершению любой закупки в текущем календарном году предшествует размещение утвержденного плана закупок и плана-графика в ЕИС*(1).
Под закупкой для целей Закона N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Осуществление закупки у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не требует размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении такой закупки (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Приглашение принять участие в закупке при таком способе закупки также не направляется. Следовательно, начало осуществления этой закупки совпадает с моментом заключения контракта с единственным контрагентом. В рассматриваемом случае контракт на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключается в 2019 году, следовательно, и закупка считается осуществленной именно в этом году, а не в 2018-м, несмотря на то, что она оплачивается за счет средств, оставшихся от финансового обеспечения для осуществления закупок в 2018 году.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей.
СГОЗ определяется как утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Поскольку годовой объем закупок сопоставляется со СГОЗ, относящимся к соответствующему финансовому году, по смыслу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ под годовым объемом закупок следует понимать сумму выплат по контрактам прошлого года, осуществляемых в текущем году, и сумму цен контрактов, которые заказчик заключает с единственным контрагентом в том же финансовом году, в отношении которого определен СГОЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 05.11.2015 N Д28и-3318). Поскольку в рассматриваемом случае закупка запчасти к автомобилю состоялась в 2019 году, она должна учитываться в годовом объеме закупок 2019 года, который не может превышать 5% от СГОЗ того же года (или иные показатели, установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Заметим, что закупка должна быть предусмотрена планом-графиком в 2019 году, так как по смыслу ч.ч. 1, 10, 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ сведения о закупках, осуществляемых в текущем финансовом году, должны быть указаны в плане-графике на этот год (смотрите также письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37707). Однако согласно п.п. 2, 2.1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, п.п. 2, 2.1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554, в плане-графике информация о закупках, которые планируется осуществить путем проведения запроса предложений на основании п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, указывается одной строкой в размере годового объема финансового обеспечения по каждому из объектов закупки, перечисленных в этих пунктах. То есть речь не идет об отражении в плане-графике данной конкретной закупки, но ее сумма должна быть учтена в общей сумме закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

10 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите подробнее об этом в следующих материалах:
- Энциклопедия решений. План закупок по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. План-график при закупках по Закону N 44-ФЗ.