Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В постановление от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения. Аукцион объявлен в 2018 г., рассмотрение 2 частей заявок в 2019 г. Заказчик должен руководствоваться уже вступившими в силу изменениями или рассмотреть заявки в соответствии со старой редакцией?

В постановление от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения. Аукцион объявлен в 2018 г., рассмотрение 2 частей заявок в 2019 г. Заказчик должен руководствоваться уже вступившими в силу изменениями или рассмотреть заявки в соответствии со старой редакцией?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае при рассмотрении заявок заказчик должен руководствоваться требованиями, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 в редакции, которая действовала до 1 января 2019 года.

Обоснование позиции:
Действительно, постановлением Правительства РФ от 19.12.2018 N 1590 (далее - Постановление N 1590) в постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), принятое на основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), внесены изменения. Данными изменениями при сохранении преимуществ для производителей медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, зарегистрированных в одном из государств - членов Евразийского экономического союза, изменился порядок предоставления таких преимуществ (ср. п. 2.1.1 Постановления N 102 в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, и пп. "б" п. 2 Постановления N 102 в ныне действующей редакции).
Постановление N 1590 вступило в силу с 1 января 2019 года (п. 2 этого Постановления). Какого-либо переходного периода ни одним из указанных постановлений не предусмотрено. Официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось и, полагаем, их пока и не было. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение
Пунктом 10 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 этого Закона. В силу ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ соответствующая информация указывается в извещении о проведении электронного аукциона (далее - аукцион) и в документации о таком аукционе (далее - документация).
Согласно ст. 67 Закона N 44-ФЗ заявки на участие в аукционе проверяются аукционной комиссией на предмет соответствия требованиям, установленным документацией.
Закон N 44-ФЗ не предусматривает порядок действия во времени нормативных правовых актов, принятых в соответствии с этим Законом. Полагаем, что в данной ситуации следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на положениях которого основан и Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ смотрите также, например, постановления Пятого ААС от 11.07.2017 N 05АП-3601/17, Десятого ААС от 14.10.2016 N 10АП-10426/16).
В Постановлении N 1590 отсутствует указание на то, что оно применяется к отношениям, возникшим до его вступления в силу.
В этой связи следует учесть, что, хотя это не отражено в законе, большинство специалистов исходят из того, что размещение извещения о проведении торгов является односторонней сделкой их организатора. Такое размещение порождает обязанность провести торги (отказаться от их проведения без возмещения участникам ущерба возможно только в определенные законом сроки - п. 3 ст. 448 ГК РФ), а также рассмотреть все направленные заявки в соответствии с правилами, определенными при размещении извещения (смотрите, например: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. [и др.] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий (под ред. Сергеева А.П.). - "Проспект", 2010 г., п. 4 комментария к ст. 448 ГК РФ; С.В. Савина. Правовая природа извещения о проведении конкурса // "Правосудие в Поволжье", N 3, май-июнь 2005 г.; Беляева О.А. Аукционы и конкурсы. Комментарий судебно-арбитражной практики. - "Контракт", "Волтерс Клувер", 2010 г., параграф 1). Такая оценка размещения извещения о проведении торгов присутствует и в судебной практике - смотрите постановление ФАС Московского округа от 19.11.2007 N КГ-А40/11691-07, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.02.2012 N Ф08-8337/11.
Заметим также, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает случаев, когда заказчик обязан внести изменения в извещение об осуществлении закупки и в документацию о закупке, в частности, не предписывает вносить такие изменения в связи с изменением нормативных требований к закупкам.
Поэтому мы полагаем, что процедуры закупки, извещения о проведении которых соответствовали действующим на момент их размещения в единой информационной системе (ЕИС), должны завершаться в соответствии с этими же правилами, хотя бы на момент завершения и были введены новые.
Отметим, что именно такой подход закреплен в ч.ч. 1, 10.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, регулирующих закупки, осуществляемые в период вступления в силу этого закона и изменений в него. Тот же подход применялся в правоприменительной практике в отношении закупок, осуществляемых в период вступления в силу изменений, относительно которых Закон N 44-ФЗ аналогичных указаний не давал, в том числе - при изменении ст. 31 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей требования к участникам закупок*(1).
С учетом изложенного полагаем, что, поскольку Постановлением N 1590 не предусмотрено иное, оно может применяться только к закупкам, извещение об осуществлении которых размещено в ЕИС после вступления в силу этого Постановления. И поскольку в рассматриваемом случае извещение размещено заказчиком в 2018 году, при рассмотрении заявок заказчик должен руководствоваться требованиями, предусмотренными Постановлением N 102 в редакции, которая действовала до 1 января 2019 года.
Косвенно этот вывод подтверждается практикой антимонопольных органов, которые полагают, что извещение об осуществлении закупки должно соответствовать требованиям, установленным постановлениями Правительства РФ в редакции, которая действовала на момент размещения этого извещения на официальном сайте (в ЕИС) (смотрите в качестве примера решение Ульяновского УФАС России от 13.12.2018 N 15, решение Иркутского УФАС России от 22.08.2017 N 821, решение Ивановского УФАС России от 23.06.2017 N 07-15/2017-080).
Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

11 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом рассказано в следующих материалах:
- Вопрос: С 09.01.2017 изменены единые требования к участникам закупки и, соответственно, требования к представляемой участником декларации о соответствии таким требованиям. Если извещение о проведении совместного конкурса с ограниченным участием в целях заключения контрактов на поставку продуктов общественного питания было размещено до 2017 года, а окончание подачи заявок - в 2017 году, должен ли участник подавать декларацию о соответствии участника конкурса новым единым требованиям? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.)
- Вопрос: В настоящее время закупки государственного унитарного предприятия осуществляются по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". С 01.01.2017 закупки будут осуществляться по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Никаких переходных положений не предусмотрено. Можно ли ГУП объявлять торги в декабре 2016 года с тем условием, что сами торги пройдут в январе 2017 года? Можно ли ГУП провести торги в декабре 2016 года, а договор по их итогам заключить в январе 2017 года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)