Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.05.18 N 564 определено, что оператор электронной площадки вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры. Казенные учреждения участвуют в торгах на оказание услуг сторонним организациям, в том числе и бюджетным учреждениям. Возможно ли казенному учреждению открыть специальный счет участника закупки, предусмотренный ч. 10 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, для взимания платы по требованию оператора электронной площадки?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.05.18 N 564 определено, что оператор электронной площадки вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры. Казенные учреждения участвуют в торгах на оказание услуг сторонним организациям, в том числе и бюджетным учреждениям.
Возможно ли казенному учреждению открыть специальный счет участника закупки, предусмотренный ч. 10 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, для взимания платы по требованию оператора электронной площадки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенные учреждения не вправе открывать специальный счет участника закупки, предусмотренный п. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, для взимания платы оператора электронной площадки.

Обоснование вывода:
Необходимость открытия специального счета в банке связана исключительно с требованием п. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ о внесении денежных средств для обеспечения заявок участниками закупок на специальный счет. Для иных целей использование такого счета Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Кроме того, в силу п. 7 постановления Правительства РФ от 10.05.18 N 564 (далее - Постановление N 564) с данного счета с лица, с которым заключается контракт, может списываться плата операторов электронных площадок. Вместе с тем для участников, у которых отсутствует специализированный счет, п. 8 Постановления N 564 предусмотрен альтернативный способ взимания этой платы.
В силу ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не распространяется на казенные учреждения. Какими-либо нормативными правовыми актами не установлена обязанность открытия казенным учреждением специализированного счета. Следовательно, у казенных учреждений отсутствует необходимость в открытии такого счета, тем более исключительно в целях списания платы операторов электронных площадок при наличие альтернативного способа оплаты.
Согласно п. 4 ст. 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ).
В исключительных ситуациях получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством также могут осуществлять операции с бюджетными средствами на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации. Случаи привлечения кредитных организаций к осуществлению отдельных операций со средствами бюджета перечислены в ст. 156 БК РФ.
Кроме того, в силу ст. 38.2 БК РФ операции по исполнению бюджетов могут осуществляться через счета кредитных организаций:
- в соответствии с валютным законодательством РФ;
- в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования (смотрите также п.п. 2.5, 4.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н).
Таким образом, казенные учреждения не вправе открывать специальный счет участника закупки, предусмотренный п. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, для взимания платы оператора электронной площадки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

15 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.