Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки ФБУ заключило договор аренды на 900 кв. м. В дальнейшем дополнительным соглашением уменьшило часть арендованных площадей до 820 кв. м (п. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). В настоящее время ФБУ хочет увеличить объём, предусмотренный контрактом (900 кв. м). Если заказчик сначала уменьшил объем и цену услуг по аренде, а затем увеличил на 17 кв. м, будет ли аренда этих дополнительных квадратных метров учитываться при расчете очередного увеличения объема и цены и включаться в 10%?

ФБУ заключило договор аренды на 900 кв. м. В дальнейшем дополнительным соглашением уменьшило часть арендованных площадей до 820 кв. м (п. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). В настоящее время ФБУ хочет увеличить объём, предусмотренный контрактом (900 кв. м).
Если заказчик сначала уменьшил объем и цену услуг по аренде, а затем увеличил на 17 кв. м, будет ли аренда этих дополнительных квадратных метров учитываться при расчете очередного увеличения объема и цены и включаться в 10%?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предусмотренный пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предельный 10% объем необходимо рассчитывать исходя из площади, первоначально предусмотренной контрактом (в данном случае - 900 кв. м). Несмотря на то, что стороны соглашением уменьшили объем арендуемых площадей до 820 кв. м, в дальнейшем они вправе заключить соглашение об увеличении арендуемых площадей на 17 кв. м и более, вплоть до 990 кв. м (820 + 17 + 153).

Обоснование позиции:
В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по предложению заказчика может быть увеличены или уменьшены предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.
Положения Закона N 44-ФЗ не позволяют однозначно ответить на вопрос о допустимости неоднократного изменения условий контракта в соответствии с данным пунктом. В письме Минэкономразвития России от 21.07.2015 N Д28И-2185 обращено внимание на то, что возможность неоднократного увеличения (уменьшения) количества и цены товара, работ, услуг в рамках одного контракта положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрена. Однако (на что обращено внимание и в самом упомянутом письме) Минэкономразвития РФ не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации. Учитывая, что Закон N 44-ФЗ не содержит соответствующего запрета и не устанавливает, что изменение условий контракта в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается только однократно в рамках одного контракта, полагаем, что в ходе исполнения контракта стороны вправе неоднократно изменять условие контракта об арендуемой площади (разумеется, с соблюдением ограничений, предусмотренных пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), в частности, сначала в сторону уменьшения, а затем в сторону увеличения, но в пределах 10% цены контракта. При этом по смыслу пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, предусмотренные указанным пунктом 10%, в пределах которых возможно увеличение/уменьшение объема услуг, необходимо определять исходя из первоначально установленного контрактом объема услуг.
Иными словами, если контрактом предусмотрена аренда части помещений площадью 900 кв. м, стороны вправе заключить соглашение об увеличении/уменьшении арендуемых площадей не более чем на 90 кв. м (10%), то есть до 990 кв. м и не менее 810 кв. м соответственно. Иное понимание требований пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, лишает всякого смысла ограничение, установленное данным пунктом.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что стороны после подписания дополнительного соглашения об уменьшении арендуемых площадей до 820 кв. м вправе заключить соглашение об увеличении арендуемых площадей на 17 кв. м и более, вплоть до 990 кв. м.
В заключение отметим, что правоприменительной практики и разъяснений, которые бы касались аналогичной ситуации, мы не обнаружили. За официальными разъяснениями заказчик может обратиться в Минфин России или в ФАС России (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.3.1.12, пп. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

17 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.